Советские фильмы для детей, которые сегодня невозможно смотреть

26K прочитали

В ситуации упадка кино (а российский кинематограф сейчас именно в этой непроглядной позиции) первым страдает кино для детей. И если фильмы про войну, спорт и мосты еще рождают хоть какой-то энтузиазм, хотя бы и коммерческий, в душах современного российского кинодельца, то семейное и детское кино с момента распада Союза практически полностью кануло в небытие. Современные кинематографисты лишь изредка обращаются к этим жанрам (лучше бы не делали и того), доверяя юных россиян «Гарри Поттеру».

Пересматривать можно бесконечно!
Пересматривать можно бесконечно!

Не имея ничего против эпопеи Джоан Роулинг, я все же грущу о том, что не появляются и не предвидятся новые "Приключения Петрова и Васечкина", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Королевство кривых зеркал" или "4:0 в пользу Танечки". И дабы успокоить душу, сегодня я вспомню советский фильмы для детей, которые и раньше рождали споры, а сегодня и вовсе не заслуживают нашего внимания.

Электронная бабушка (1985)

В ситуации упадка кино (а российский кинематограф сейчас именно в этой непроглядной позиции) первым страдает кино для детей.-2
Сюжет: Ребята выясняют причину болезни девочки Агаты: у всех детей есть бабушки, а у нее — нет. Тогда дети покупают своей подруге электронную бабушку. На вид эта бабушка совсем не старая, она придумывает интересные игры, даже летит с детьми на Луну.
Совсем юная Ингеборга Дапкунайте в роли бабушки
Совсем юная Ингеборга Дапкунайте в роли бабушки

Фильм снят по мотивам рассказа Рэя Брэдбери, и это очередной случай, когда "книга лучше фильма". У Брэдбери рассказ утопический и мрачный, а "Электронная бабашка" претендует на добро и мелодраматизм, и не выходит у нее ни того, ни другого. 80-е - не лучшее время для Литовского кинематографа (как и для всех бывших республик СССР). Учитывая, какое было время, мне в этой сказке видится сплошной недобрый сюрреализм.

В ситуации упадка кино (а российский кинематограф сейчас именно в этой непроглядной позиции) первым страдает кино для детей.-4

Единственное, что стоит отметь с положительной стороны (хотя кому как) - этот фильм открыл в России Ингеборгу Дапкунайте.

Ура! У нас каникулы! (1972)

В ситуации упадка кино (а российский кинематограф сейчас именно в этой непроглядной позиции) первым страдает кино для детей.-5
Сюжет: В немецком городе Котбус проходит слёт пионеров стран Европы, Азии и Африки. Прибывшие туда пионеры из СССР подружились с немецкими сверстниками, а некоторое время уже группа немецких школьников приезжает с ответным визитом в Москву. Валера Степанов показывает им свой город...
Валера Степанов в яблоках
Валера Степанов в яблоках

Удивительно, как в 1972 году удалось снять фильм, который уже содержит в себе тоску по тому самому времени (такая ностальгическая рекурсия).

Фильм по своему содержанию более напоминает документальную телепередачу о том, как советские пионеры ездили в ГДР на каникулы. Вот пионеры в музее Дрездена, а вот посещают антифашистский монумент. Всё красиво, нарядно, все ребята весёлые, из разных стран, улыбаются и машут друг другу.

В ситуации упадка кино (а российский кинематограф сейчас именно в этой непроглядной позиции) первым страдает кино для детей.-7

Фактически, это даже не фильм, а сборник зарисовок и воспоминаний меланхоличного школьника Валеры Степанова, который с грустью вспоминает свою поездку на "поезде дружбы" в Берлин.

Допускают, что фильм всколыхнёт в старшем поколении какие-то добрые чувства, но на этом все.

Красный галстук, 1948

В ситуации упадка кино (а российский кинематограф сейчас именно в этой непроглядной позиции) первым страдает кино для детей.-8
Сюжет: В семье директора завода коммуниста Вишняка вместе с его детьми Мариной и Валерием воспитывается приемный сын Шура Бадекин, отец которого погиб на фронте. Дети хорошо учатся, дружат между собой. Однако в характере Валерия все больше проявляются себялюбие, эгоизм, заносчивость. Однажды отец заметил, что Валерий перестал носить пионерский галстук. Оказывается, подросток отказался выполнить поручение отряда и сам снял с себя галстук. На совете отряда Шура Бадекин осудил поведение друга, но его поведение Валерий расценил как предательство...
В ситуации упадка кино (а российский кинематограф сейчас именно в этой непроглядной позиции) первым страдает кино для детей.-9

"Красный галстук" сейчас смотрится как банальная агитка, что неудивительно, если учитывать, а что автор сценария Сергей Михалков. И дело тут не в пионерах или устаревшей идеологии, просто все прямолинейно до ужаса и делится старого по линейке на «черное и белое» без полутонов. Сегодня такое смотреть тяжело.

Впрочем и тут есть положительные моменты: например, довольно точный образ юного номенклатурщика Васи Чашкина - будущего комсомольского и партийного функционера.

Лесные качели, 1975

В ситуации упадка кино (а российский кинематограф сейчас именно в этой непроглядной позиции) первым страдает кино для детей.-10
Сюжет: Пятнадцатилетние Настя и Зуев свое последнее лето детства проводят в пионерском лагере. Это лето подарило героям первую любовь и нежную дружбу. Но против этой любви выступают взрослые. Настя не поняла, почему ей нельзя дружить с мальчиком, Зуев устыдился. Не готовый отстаивать свои чувства по-взрослому и не подумав о Насте, пацан выбрал самый простой способ решения конфликта - убежал из лагеря.

"Лесные качели" - красивый фильм с сильным актёрским составом. Верховодит тут обаятельный Олег Ефремов. Но, как признавались потом сами авторы фильм - фильм не стал цельным и значимым произведением, потому что не был чётко обозначен и разработан конфликт, а также отсутствовала у режиссёра строгая концепция темы. Образы подростков и воспитателей крайне стереотипны, а их взгляды на первую любовь - вторичны и неоригинальны.

Олег Ефремов в амплуа Посейдона
Олег Ефремов в амплуа Посейдона

Если Вам понравилась эта статья, рекомендую также:

Советские мультфильмы, которые сегодня невозможно смотреть