Михаил Афанасьевич Булгаков в представлении не нуждается. Это гениальный русский писатель первой половины ХХ века, создатель потрясающих по сюжету, глубине характеров и искусству повествования произведений. Большинство творений писателя были запрещены в советское время. В их числе "Собачье сердце", "Роковые яйца" и "Багровый остров". Однако, как сказано в его самом знаменитом романе: "Рукописи не горят". После 1985 года его книги нашли своего читателя.
Булгаков был трижды женат. Его последняя избранница также дважды побывала замужем. Именно она стала прообразом Маргариты. Елена Сергеевна Шиловская (по второму мужу) действительно ушла из роскошного особняка в коммуналку к Мастеру. На портрете хорошо видно, что именно такая женщина вполне могла быть Маргаритой.
В это время Булгакову было очень тяжело. Критика смешивала его с грязью, книги не печатали, а пьесы не ставили. Жить было не на что. Гнетущая атмосфера травли всюду сопровождала писателя. Удивительно, что его не арестовали и не расстреляли, ведь на дворе было то самое время, когда "жить стало лучше, жить стало вэ-сэ-лэе".
Поговаривали, что сам "вождь" запретил трогать писателя. Он лично звонил писателю в 1930 году, а два года спустя спросил о постановке "Дней Турбиных" и запрещённую пьесу немедленно возобновили. Однако "высочайшее покровительство" не могло спасти Булгакова от запретов на постановки его пьес и издание книг.
Михаил Афанасьевич умер в 1940 году. Ему было всего 49 лет. Умирая, он заставил поклясться Елену Сергеевну, что та обязательно добьётся публикации романа "Мастер и Маргарита". Естественно при "вожде" об этом нельзя было и помыслить, но в 60-е годы роман напечатали с сокращениями в толстом журнале "Москва", а без купюр его впервые издали в Париже в ИМКА-Пресс в 1967 году.
Похоронили Михаила Афанасьевича на Новодевичьем кладбище. У Елены Сергеевны не было денег на памятник, поэтому она договорилась с кладбищенскими мастерами поставить на могиле чей-то бесхозный надгробный камень, валявшийся на задворках гранитной мастерской. Никто даже помыслить не мог, насколько это совпадение окажется мистическим. Это был камень-голгофа с могилы... Николая Васильевича Гоголя. Булгаков считал себя его учеником. В конце жизни он неоднократно говорил, обращаясь к Гоголю: "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!" Так в итоге и вышло.
Если посмотреть сбоку, то станет явственно видно, что это и вправду "голгофа" - вытянутый камень, напоминающий вершину горы, но положенный набок.
На могиле Николая Васильевича Гоголя 10 лет назад установили новую "голгофу". Но об этом речь пойдёт в следующий раз.