Начну логически с того как было раньше, и по ходу истории рассказывать.
Раньше шасси у самолетов не убиралось по нескольким причинам.
Т.к. техника была малоразвита
то не представлялось возможным должным образом настроить и отладить механизм их убирания и выставления.
Чтобы они автоматически прочно фиксировались и случайно не убрались обратно при жестком контакте с землей.
А это самолет «пропорет» брюхом взлетную полосу и траты на ремонт. И самолета, и полосы.
Были попытки сделать убирающимися,
но механизм часто клинило, поэтому на первое время отказались от этого.
А клинило, потому что оборудование «уборки» шасси было довольно-таки дорогим и сложным.
И если ставить его на каждый самолет - разориться можно!
Вдобавок к этому еще и усложнялся ремонт и увеличивалось время этого самого ремонта.
Поэтому шасси делали не убираемыми.
А чтобы это производить, нужно было еще и обучить этому техников в училищах или академиях. А это дополнительные затраты.
Сам вес становился только больше, что снижало его полезную нагрузку и увеличивало расход топлива.
Также у некоторых самолетов
Это служило аэродинамическим тормозом. Которые не позволял набирать большую скорость при пикировании (у бомбардировщиков).
А зачем нужно убирать шасси?
Но потом, из-за аэродинам-го тормоза (и не только) шасси стали делать убираемым.
Потому что для более новых и быстрых истребителей
Как уже упомянул - это сильно снижает аэродинамику
из-за уменьшения обтекаемости самолета и давало ненужные вибрации крыльев и корпуса.
И на больших скоростях они могли просто рассыпаться.
Более того,
После того как самолеты стали летать выше, то
Резина на шасси просто замерзало и превращалось в «ледышку»,
которая при «оттаивании» теряла свою форму и функции. Становилась непригодной более.
(каждый км температура опускается на 6 градусов. На 10 км порядка -60, если на пов-ти 0).
И посадка становилась в таком случае максимально жесткой.
И еще нужно убирать шасси потому, что это сильно увеличивает расход топлива
из-за преодоления большего сопротивления воздуха.