В Екатерининском парке Царского Села есть остров, который образован сетью каналов. На этом острове находится павильон под названием "Концертный зал". Эта постройка почти полностью спрятана за посадкой деревьев и кустов. К этому павильону на остров можно попасть по железному мосту, который покрыт плитами из чугуна.
Проект этого павильона относят к ранним работам архитектора Джакомо Кваренги. Модель будущего паркового павильона была создана
в 1781 году, а уже в следующем году были начаты непосредственно
и строительные работы и он был построен к 1788 году.
Изначально, по замыслу архитектора, это парковое сооружение должно было называться как "зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере".
Церера - древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Изображалась на колеснице, запряженной крылатыми змеями.Также её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия. Единственная дочь Цереры — Прозерпина, родившаяся от Юпитера была похищена и стала женой Плутона. Богиня-мать отказывается от своей функции давать пищу и жизнь человечеству, чтобы разыскать похищенную дочь. В конце концов, испугавшись, что жизнь на Земле может прекратиться, Юпитер приказывает Плутону возвращать свою молодую жену к матери хотя бы на какую-то часть года. Но каждый год, когда Прозерпина возвращается к Плутону, Церера и вся природа погружаются в печаль и наступает зима.
В этот период в Россию пришла мода на античность. Античные мотивы были везде – в архитектуре зданий, в скульптуре и т.п. Но Екатерина II решила, что это название не подходит павильону, поэтому в 1788 году
она нарекла его Концертным залом.
Павильон был построен по всем правилам акустики. Он выполнен в строгой правильной кубичной формой. Гладкие стены павильона лишены, каких либо декоративных элементов. Даже оконные проемы у этого здания без наличников, высокие, правильной прямоугольной формы.
Фасады здания украшены нишами. Внутрь здания ведут массивные двери.
Внутренняя отделка концертного зала выполнена в строгом классическом стиле. Потолок зала напоминает купол, который щедро украшен фресками. Плафон помещения – это зеркальный свод. Живопись на этом своде выполнена с элементами геометрических фигур – кругов и прямоугольников.
Стены Музыкального (Большого) зала отделаны искусственным мрамором и декорированы пилястрами коринфского ордера. Вместо паркета в зале и кабинетах использованы подлинные античные мозаики конца II - начала III века н. э., доставленные в 1784 году в Царское Село из Остии (близ Рима). Черно-белая мозаика изображает эпизод мифа о похищении Европы Зевсом, принявшим облик быка. Фигуры быка и полуобнаженной женщины с развевающимся над головой покрывалом выделяются на белом фоне мозаики, в углах которой изображены морские чудовища с рыбьими хвостами. Композиция обрамлена фризом с изображением стилизованных цветов лотоса. Части мозаичного пола по сторонам античной композиции выполнены по рисунку Кваренги русскими мастерами.
По замыслу архитектора в большом зале на пьедесталах были установлены двадцать восемь мраморных бюстов — копии с античных оригиналов. В конце XVIII века павильон использовался для проведения концертов и различных игр.
В начале XX века, сразу после революции, в павильоне хранились мраморные скульптуры разного плана. Но к началу Великой Отечественной войны в хранилище остались только образцы античной скульптуры-некоторые эвакуировали, а остальные закопали в землю на территории парка. Эту часть скульптур не удалось найти и сегодня.
Во время войны павильон сильно пострадал, но не был разрушен, поэтому до нашего времени сохранились некоторые фрагменты уникальной внутренней отделки.
Реставрационные работы по восстановлению Концертного зала были начаты в начале 1950-х годов.
Сегодня павильон Концертный зал открыт для посетителей в летнее время и его относят к лучшим ранним работам архитектора Кваренги.