Найти тему
ДВС - это просто!

Современный дизель, стоит ли?

Добрый день уважаемые читатели, ввиду специфики своей работы, приходится пользоваться техникой оснащённой дизельными моторами. Эксплуатация автомобилей с данным типом топлива имеет некоторые особенности и нюансы, о которых я расскажу ниже.

Турбодизельный двигатель семейства DW10 объёмом 2 литра и мощностью 150-177 л.с.
Турбодизельный двигатель семейства DW10 объёмом 2 литра и мощностью 150-177 л.с.

Начну пожалуй с особенности конструкции.

Визуально, бензиновый и дизельный двигателя выглядят одинаково, большинство различий кроется в типе топлива и методах его поджига в цилиндрах самого двигателя. Для воспламенения топливо-воздушной смеси, тут не используются свечи зажигания, всё происходит за счёт высокой степени сжатия в цилиндре, а так же прямой впрыск топлива непосредственно в камеру сгорания.

Принцип воспламенения топливо-воздушной смеси, за счёт сжатия воздуха в цилиндре.
Принцип воспламенения топливо-воздушной смеси, за счёт сжатия воздуха в цилиндре.

Об терминологиях, что есть степень сжатия, компрессия я напишу отдельную статью.

Из за высокой степени сжатия вырастают как плюсы, так и минусы данных моторов. Давайте рассмотрим их получше.

К неоспоримым плюсам можно отнести конструктивную долговечность дизельных двигателей, как раз таки из за высокой степени сжатия, данные моторы более "крепкие", за счёт больших нагрузок на поршни и коленвал, вы не увидите в этх моторах тонюсеньких компрессионных колец и Т-образных поршней, которые повсеместно устанавливаются в бензиновые ДВС. В дизелях, массивный и крепкий коленвал, широкие вкладыши, что несомненно сказывается на ресурсе двигателя. К плюсам можно отнести и само дизельное топливо, за счёт того, что оно имеет некоторую "маслянистость", при распылении топлива в цилиндрах, не так страдают поршневые кольца и нет сухого трения, как в моторах с прямым впрыском бензина. Запас прочности настолько велик, что даже сейчас современные дизельные моторы легковых автомобилей, без проблем способны проехать 400 и более тысяч километров без капитального ремонта. А при грамотном и своевременном обслуживании, а так же заправкой хорошим топливом даже 600 тысяч км. не будет пределом. Ниже несколько фото, показывающие насколько более прочные детали двигателя, в отличии от бензиновых собратьев. Ниже фото с разбора двигателя серии DW10, объёмом 2 литра, от французских инженеров. Материал предоставлен компанией Автостронг из этого видео

На стенках цилиндров прекрасно виден хон, а это мотор отбегал более трехсот тысяч км! А ещё большинство блоков двигателя дизелей всё ещё отливают из чугуна.
На стенках цилиндров прекрасно виден хон, а это мотор отбегал более трехсот тысяч км! А ещё большинство блоков двигателя дизелей всё ещё отливают из чугуна.
Массивный поршень, шатун и вкладыши,  толстенные кольца, такой запас прочности только у дизелей!
Массивный поршень, шатун и вкладыши, толстенные кольца, такой запас прочности только у дизелей!

Коленвал и шейки с запасом на долгие сотни тысяч пробега.
Коленвал и шейки с запасом на долгие сотни тысяч пробега.

Великолепная тяговитость дизелей с самых низких оборотов, значительно меньший аппетит к потреблению топлива, больший ресурс - вот неоспоримые плюсы двигателей данного типа. Едите вы один в машине, либо всей семьёй в отпуск, дизельный мотор не заметит "лишнего веса" и будет так же уверенно ехать.

Пора упомянуть и о недостатках и особенностях дизеля.

Пожалуй начну с топлива, оно должно быть качественным, иначе дорогостоящий ремонт обеспечен, топливная аппаратура намного более сложная в производстве, прецизионная подгонка многих элементов форсунки и ТНВД (Топливный насос высокого давления), не терпят воду и грязное топливо, одна заправка откровенно некачественным топливом, может заставить вас оставить в сервисе внушительную сумму за ремонт.

Низкие температуры для дизельного топлива не по душе, оно может забить фильтр частицами парафина, который выпадает в осадок при сильных морозах. Однако есть и зимнее дизельное топливо, не всё так страшно) Главное заправляться на проверенных заправочных станциях, тут можно ориентироваться на АЗС, где заправляется много современных магистральных тягачей и автобусов.

Ввиду топливной экономичности, на выделение тепла, уходит меньше топлива при его сгорании в цилиндрах, нежели на бензиновых моторах, поэтому дизельные моторы на холостых оборотах практически не то что не нагреваются, а наоборот - остывают, соответственно в сильные морозы прогреть дизель, можно только на ходу. Однако существуют предпусковые подогреватели, т.н. фены - все они призваны облегчить жизнь владельцам автомобилей,

Предпусковой подогреватель, работает по принципу котла, в  котором сгорает дизельное топливо из бака , контур камеры сгорания контактирует с системой охлаждения мотора,миниатюрная электрическая помпа гоняет подогретый антифриз по всей системе охлаждения двигателя, благодаря чему утром можно сеть в прогретую машину и сразу начать движение.
Предпусковой подогреватель, работает по принципу котла, в котором сгорает дизельное топливо из бака , контур камеры сгорания контактирует с системой охлаждения мотора,миниатюрная электрическая помпа гоняет подогретый антифриз по всей системе охлаждения двигателя, благодаря чему утром можно сеть в прогретую машину и сразу начать движение.

Фен - система подогрева воздуха, поступающего в салон автомобиля, принцип прост и аналогичен бытовому фену)

Стоимость обслуживания дизеля несколько выше, но она нивелируется низким расходом топлива.

Теперь о динамике и ездовых качествах данных двигателей.

Для достижения высокой степени сжатия, данные моторы все длинноходные. Т.е. плечо коленвала имеет большое удаление от центра коренных шеек коленвала. Эта особенность сказывается на тяговитости двигателя (его крутящем моменте), но для того что бы раскрутить до высоких оборотов эти двигатели потребуется несколько больше времени, да это обычно и ни к чему. Дизель прекрасно тянет с самых низов и на средних оборотах достигает пик крутящего момента, обгоны ему даются намного проще, порой даже не имеет смысла переходить на пониженную передачу.

Заметьте, 99% коммерческой техники - это дизельные автомобили и очевидно не зря, надёжность и выносливость в паре с высокой экономичностью - это главные отличия от бензиновых собратьев.

На этом пожалуй закончу, скажу лишь одно, те люди, кто поездил на автомобилях с дизельным двигателем, уже никогда не пересаживаются на бензиновые. Плюсы данных моторов значительно перевешивают минусы, которые и так по большей части решаемы.

Удачи на дорогах!