Найти в Дзене
Мои 90-е

Музыка на кассетах, или Душевное пиратство 90-х

В начале 90-х главным носителем для музыки была старая добрая аудиокассета. Компакт-диски в те времена стоили слишком дорого. Так, в 93-м за лицензионный импортный CD (дешевого болгарского контрафакта и уж тем более отечественного самопала в массовой продаже еще не было) просили 20-25 долларов, то есть примерно 30 тысяч рублей. Это равнялось месячной зарплате на госпредприятии. Зато контрафактная кассета с записью стоила в 20-30 раз дешевле, не больше доллара (лицензионные кассеты за 3-5 долларов были большой редкостью; их можно было отличить по очень качественной полиграфии). В 93-м я вдруг начал прилично зарабатывать, или, как тогда говорили «поднялся», и среди прочей техники купил себе музыкальный центр «Сони» с вполне сносным CD-проигрывателем. Однако на то, чтобы покупать диски, моих доходов уже не хватало. Приходилось довольствоваться кассетами. Значительная часть той коллекции сохранилась у меня до сих пор (далее на всех фото — мои собственные кассеты). Контрафакт был попроще и

В начале 90-х главным носителем для музыки была старая добрая аудиокассета. Компакт-диски в те времена стоили слишком дорого. Так, в 93-м за лицензионный импортный CD (дешевого болгарского контрафакта и уж тем более отечественного самопала в массовой продаже еще не было) просили 20-25 долларов, то есть примерно 30 тысяч рублей. Это равнялось месячной зарплате на госпредприятии. Зато контрафактная кассета с записью стоила в 20-30 раз дешевле, не больше доллара (лицензионные кассеты за 3-5 долларов были большой редкостью; их можно было отличить по очень качественной полиграфии).

Записями торговали в таких киосках
Записями торговали в таких киосках

В 93-м я вдруг начал прилично зарабатывать, или, как тогда говорили «поднялся», и среди прочей техники купил себе музыкальный центр «Сони» с вполне сносным CD-проигрывателем. Однако на то, чтобы покупать диски, моих доходов уже не хватало. Приходилось довольствоваться кассетами. Значительная часть той коллекции сохранилась у меня до сих пор (далее на всех фото — мои собственные кассеты).

Контрафакт был попроще и подороже. Простой представлял собой запись на дешевой кассете типа RAKS, в футляр которой была вложена белая бумажка с отпечатанным на принтере названием альбома и треков.

The best of Maria Callas :)
The best of Maria Callas :)

Однако обычно я покупал кассеты подороже, производители которых печатали обложки. В 93-м я купил на таких кассетах все альбомы, которые несколькими годами ранее по большому блату записывал у знакомых фарцовщиков с импортного винила.

Малый джентльменский набор советского меломана конца 80-х :)
Малый джентльменский набор советского меломана конца 80-х :)

Кстати, когда разбирал старую коллекцию, обнаружил, что одну кассету, купленную в 93-м, так почему-то и не распаковал. Теперь специально храню, чтобы иметь в старости возможность вдохнуть воздух своей юности и молодости :)

Читайте мой роман о ностальгии по 90-м "Не здесь и не сейчас" .

Чуть позже на кассетах с обложками стали выпускать отечественную музыку. Вот несколько сохранившихся у меня экземпляров.

"Эх рок, русский рок..."  (Ф. Чистяков) :)
"Эх рок, русский рок..." (Ф. Чистяков) :)

А еще благодаря кассетам я узнал и полюбил джаз. О бесплатной музыке в интернете тогда и мечтать не приходилось, а покупать джаз на дисках было слишком дорого. Однако в те времена, когда малый бизнес и конкуренция в стране процветали, существовало много нишевых магазинчиков. Как правило, их держали люди, влюбленные в свое дело. В 97-м я нашел магазин, где продавались кассеты со всеми главными альбомами джаза за последние полвека. Ребята в этом магазине никогда не использовали ширпотреб вроде кассет RAKS — они писали любимую музыку на хромовый BASF или TDK, и даже самодельные обложки с описанием умудрялись сделать весьма достойными.

Большинство купленных тогда альбомов я позже приобрел на CD, однако кассеты иногда слушаю чуть ли не с большим удовольствием — в них есть какая-то дополнительная ценность, та теплота, которую вложили в их изготовление люди, рассказавшие мне о своей любимой музыке и научившие ее слушать.