В переполненный автобус втискивается мужчина и говорит: "Проездной",за ним следом еще один, и произносит: "Единый". Кому они сказали? Все молчат, но понимают: " У этих пассажиров проезд оплачен".
Цены сейчас удивляют,проездной-180 000 рублей ? Но тогда...
Общественный транспорт Москвы второй половины прошлого века немного отличался от нынешнего: также было метро,автобус,троллейбус,
трамвай,но не было электробусов,валидаторов и бесплатного проезда по социальным картам. Проезд стоил ( за одну поездку) 5 коп.-метро и автобус, 4 коп.-троллейбус, 3 коп.-трамвай ( до 1961 года соответственно: 50,40 и 30 копеек). С середины 80-х тариф стал единый- 5 копеек.Еще в наземном транспорте были кондукторы,принимающие оплату за проезд. Затем перешли на самообслуживание: входящий пассажир сам опускал деньги в кассу ( их было две ,у каждой двери) и ...отрывал билет.Сдачи естественно никто не выдавал.Потом монеты заменили талончиками на проезд,их можно было купить заранее несколько штук . И ,конечно, широкое распространение получили проездные и единые билеты- и дешевле и удобнее.Вошел, и не надо никому ничего платить,отрывать билет,просто сказал: "Проездной".А если его не было и за время поездки не было контролеров,значит повезло.
Для проезда в метро нужно было купить в кассе билет и предъявить его контролеру перед входом на эскалатор. С 1958 года на станциях стали устанавливать турникеты,которые первое время работали с жетонами,но одновременно проход был и по купленным бумажным билетам.С 1961 г. везде установили турникеты,принимающие 5 копеек . В 1991 году снова ввели жетоны металлические,а году -пластиковые.Но в этот период уже широкое распространение получили проездные билеты на метро и единые.
На некоторых станциях,например,"Комсомольская", продавали в разлив минеральную воду.Каждый поезд обслуживали 2 человека:машинист и помощник,который (кроме дежурной по станции). выходил на платформу и наблюдал за посадкой и высадкой пассажиров.
В пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века автобус был одним из основных видов городского общественного транспорта Москвы ,особенно в районах удаленных от станций метро и не имеющих троллейбусных и трамвайных линий. Маршруты обслуживали всего три модели:
Первый послевоенный дизель-электромеханический автобус ЗИС-154 был комфортным, с мягкими сиденьями и плавным ходом,но имел и ряд технических недостатков,среди них очень сильный рев двигателя .В 1950 году его сняли с производства и ему на смену пришел ЗИС-155 который выпускали до 1957 года.У этого автобуса были открывающиеся окна,связь кондуктора с водителем с помощью электрозвонка ( на прежних ЗИС-154 в кабине водителя висел звонок типа велосипедного и тянулся шнур через весь салон к кондуктору,которым могли пользоваться и пассажиры).
Одной из интересных особенностей была светотехника.Кроме внешних боковых указателей поворота ( на грузовиках их тогда вообще не было)и каплевидных габаритных фонарей на скатах крыши ,спереди над световым маршрутным табло стояли 3 маршрутных фонаря. Различное сочетание их цветов соответствовало номеру маршрута.Например: красный-белый-зеленый = 12 маршрут, а синий-зеленый- желтый= 21. В темноте ожидающие на остановке пассажиры могли издалека определить какой автобус приближается.Такая же система применялась и на трамваях.
В 1956 году на маршрутах проходили испытания новые автобусы ЗИС-155М. Серийное производство которых началось в 1957 году под индексом ЗИЛ-158.
По сути это был тот же 155-й с новым кузовом. В 1959 году производство таких автобусов было передано с ЗиЛа на Ликинский автобусный завод где под маркой ЛиАЗ-158В выпускались до 1970 года.Несмотря на многие усовершенствования,автобус не отвечал требованиям большого города. Вместимось 60 чел,из них 32 для сидения,узкие проходы и двери,отсутст-вие накопительных площадок,дребежжание клепаного кузова,плохое ото-пление салона,-все это не доставляло удобства пассажирам.В час пик на линию иногда выезжали автобусы с прицепами,переделанными из списанных автобусов .
В 1968 году началось серийное производство автобуса ЛиАЗ-677
Автобус ( народ называл его "луноход" или "скотовоз") имел автоматическую коробку передач,подвеску на пневмобаллонах.Для уве-личения вместимости планировка салона была трехрядной-у левого борта было лишь четыре сдвоенных сиденья,остальные однорядные,широкий проход,плюс накопительная площадка сзади и хорошое отопление делали поездку комфортной.Это если не полная загрузка,т.е . 80/25 сидячих.Сколько находилось на накопительной площадке в час пик сказать трудно.но стоя можно было вздремнуть не боясь упасть,особенно на полуэкспресных маршрутах,например: " 9 квартал Бескудниково- метро "Новослободская". Выпуск этих автобусов продолжался до 1994 г.
В 1985 году появился ЛиАЗ-5256 выпуск которого перешел в 21 век
С 1952 до 1959 г.г выпускался ЗИС(ЗиЛ)-127. Он относился к категории междугородных автобусов.но в столице использовался как экскурсионный и как экспресс " метро "пл.Революции- аэропорт Внуково"
В Москве эксплуатировались и иностранные автобусы. Пробные поездки двухэтажных в начале пятидесятых продолжались недолго,а вот "Икарусы" из Венгрии знают все
До встречи на канале "Москва.Миг из прошлого"