Как в Москве рекламировали еду, алкоголь и даже слабительные? Кто придумывал тексты для объявлений? Правда ли, что часто для этих целей переделывали известные русские стихи? И неужели табачная реклама была адресована в те времена даже подросткам? Об этом и не только расскажу сегодня.
Как создавали рекламу?
Реклама в начале 20 века была буквально повсюду. Яркие вывески украшали многие московские здания в центре, а также красовались на транспорте.
Но больше всего "завлекающих" объявлений можно было встретить в печатных изданиях. Кстати, размещение рекламы приносило газетам и журналам намного больше денег, чем подписка читателей.
Объявления могли быть в любой форме - от стихов до философских изречений. Авторами текстов в основном являлись поэты-неудачники, недооценённые писатели или просто люди, желающие заработать. Процесс поиска исполнителя заказа был интересным.
Обычно представители фирмы подсаживались к авторам в трактирах и за графином водки договаривались о написании рекламы. Исполняли заказ нередко там же. Рядом часто ошивались бедные художники, которые могли тут же нарисовать макет будущей рекламы.
Иногда полёт мысли было не остановить. Тогда появлялись потрясающие объявления для несколько деликатных товаров. Например, слабительного в виде таблеток под изысканным названием "Purgen".
Реклама того, что нельзя называть
Хотя, если говорить честно, длинные рекламные тексты или поэмы, были редкостью. Чаще всего объявление делали кратким. Оно содержало только название фирмы, продукции и небольшое описание характеристик товара. В те времена москвичи больше доверяли именно конкретной торговой марке.
Иногда компании действовали изобретательно. Например, в 1913 году фирма "Кодак" разместила рекламу конкурса. Москвичам предлагалось делать фотоснимки, на которых изображались бы "моменты удовольствия и веселья".
Причём реклама обещала, что даже ребёнок с "Брауни-камерой" (это модель детского фотоаппарата "Кодак" 1900 года) способен выиграть главный приз. Победителя ждал внушительный куш. А именно - 10 тысяч рублей. По тем временам деньги огромные.
Изворотливость фантазии требовалась для рекламы так называемых "особых" изделий. То есть товаров для специальных надобностей (для супругов, которые пока не планировали детей, например). Прямо в тексте не говорилось, зачем это используется, но москвичам итак было понятно, что это за штучки.
Реклама с помощью строк великих русских поэтов
Следили дореволюционные предприниматели и за мировыми событиями. Как только москвичи узнали о первых успешных полётах авиаторов, так товарищество господина Христофорова тут же выпустило новую рекламу.
Когда москвичи прониклись танго, незадолго до Первой мировой войны, то Христофоров сразу же вывел на рынок одноимённое шампанское. Правда в этом деле ему тотчас составили конкуренцию. Водочный завод Петра Смирнова выпустил ликёр под названием "Танго". Кстати, реклама алкогольных напитков в те времена была очень интересной. Тот же Смирнов, неустанно твердил о пользе своей продукции.
Сотрудники фирмы Шустова пошли ещё дальше. Они создали рекламу в стихах. За основу дореволюционные рекламщики взяли произведение...М.Ю. Лермонтова "Выхожу я один на дорогу..." и заменили там несколько строк. Например, появились такие рифмы:
"Лишь захочет, может смертный всяк
Пить без меры дома и в буфете
Превосходный Шустовский коньяк."
Как вы понимаете, Шустов очень любил стихотворные приёмы в рекламе своей продукции и постоянно их использовал.
Табачный кошмар
Как ни странно, рекламные тексты в стихотворной форме были в основном популярны у фабрик, выпускающих вредную продукцию. Помимо алкогольных предприятий, использовать поэмы любили табачные заводы. Обычно оканчивалась реклама каким-нибудь незатейливым слоганом, например, "На "Трезвон" (марка папирос) громадный спрос - лучше нету папирос!".
Фабрика "Дукат", видимо, никаких моральных границ не имела. А, может быть, тогда курение не считалось вредным. Но реклама папирос "Шутка" была адресована подросткам!
"Тяжело жить в ученье,
Только в "Шутке" и утешенье!"
По-моему, просто кошмар! Однако, следует сказать, что такие вызывающие тексты были нужны только, чтобы рекламировать новую продукцию. Для уже давно существующих табачные марок так не заморачивались. Просто писали что-то вроде "Вы давно просили, а мы сделали".
И ещё интересная деталь. В Российской Империи права собственности на название папирос не было. Поэтому в газетах часто можно было увидеть одни и те же наименования от разных производителей. В таком случае, москвичам приходилось тщательно изучать ассортимент фабрик, чтобы случайно не приобрести другой товар по ошибке.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!