Статья изменена 29/02
В предыдущей моей заметке про мотор первой TESLA MODEL S (Почему тесла такая мощная) для многих стало неожиданностью использование в этом автомобиле асинхронного электродвигателя. Не буду скрывать, что когда сам узнал об этом был изумлен не меньше и долго копался по сети думая, что меня обманывают. Но нет, все правильно.
По преданию именно Никола Тесла придумал асинхронный мотор и поэтому компания Илона Маска использовала этот мотор. Или наоборот, использовала асинхронный мотор и поэтому назвала автомобиль в честь Николы Теслы. Вопрос курицы, яйца и религии.
Напомню, что в асинхронном моторе Теслы переменный ток подается на обмотки статора, которые индуцируют электромагнитную силу в медном роторе. Под воздействием переменного тока в статоре ротор начинает раскручиваться. Поэтому если не применять никаких дополнительных устройств а питать мотор прямо "из розетки" он всегда будет работать на одной частоте вращения.
В автомобиле нет переменного тока. Батареи выдают постоянный ток. Поэтому этот постоянный ток преобразуется в инверторе в переменный с переменной частой. Короче, с помощью хитрого электрического устройства можно заставить асинхронный мотор крутиться с разной частотой.
Но у асинхронного электродвигателя есть свои достоинства и недостатки. Во-первых он сильно греется, во вторых обладая отличной мощностью, он не очень эффективен на низких оборотах.
Казалось бы, что следующим шагом Теслы будет использование синхронного электродвигателя с магнитным ротором. Это пожалуй самое распространенное на сегодня решение в электротранспорте на батарейках. Но нет.
В недорогие (в России от 3,5 млн) Tesla Model 3 стали ставить моторы у которых ротор состоит из редкоземельных магнитов склеенных магнитную сборку Хальбаха, что позволяет добиваться большей производительности чем у конкурентов.
К сожалению, Тесла пока не делиться всеми секретами создания таких высокопроизводительных электродвигателей, и приходится наслаждаться только результатами реверс-инжиниринга.
Вот на фото ротор мотора Tesla Model 3
Для того что бы мотор крутился, инвертор берет постоянный ток из батареи и создает бегущую волну в статоре, за которой пытаясь ее догнать вращается и ротор.
_____________________________________
Господа, возникло подозрение, что информация о том что в моторе Тесла Модел 3 нет магнитов неверная. Я изучу вопрос и вернусь с ответом
_____________________________________
Такой мотора обладает более высокой эффективностью в 97% против 93% асинхронника от Tesla Model S, но не может похвастаться столь же впечатляющими характеристиками. Самая "простая" Tesla Model 3 оснащается одним мотором с мощностью всего 193 кВт.
Зато она обладает лучшей эффективностью.
Этот же мотор теперь применяется и на всех двухмоторных Теслах. Такое использование позволяет комбинировать достоинства каждого вида электродвигателя. Так асинхронный мотор позволяет добиваться впечатляющей динамики разгона, а синхронный экономит электричество при равномерном движении, когда асинхронник находится в полусонном состоянии.