Кинокартина "Веном" обещала быть, по истине, грандиозным зрелищем, которого так долго ждал массовый зритель. Ведь связано это ни только с тем, что персонаж является одним из самых колоритных во Вселенной "Marvel", но и с тем, что это первое сольное появление персонажа на больших экранах. Однако, попав в кинотеатры фильм вызвал, преимущественно, смешанные отзывы, и далеко немалую долю негативных. Он, конечно же, собрал свою кассу и позволил "рождаться" продолжению, но и массового зрителя нельзя сказать, чтобы сильно порадовал.
С чем именно это может быть связано? На "просторах" интернета можно найти массу причин, приведенных блогерами, аналитиками, критиками, в том числе создатели и исполнитель главной роли Том Харди потрудились объяснить вопросы, связанные с реализацией фильма, которые вызвали такой резонанс.
И нельзя сказать, что зритель настраивал себя на скуку или заведомо предвзято отнесся к картине, как раз напротив. Ведь если вспомнить, Веном уже появлялся в фильмах, а именно в 2007 году - заключительной картине о Человеке-пауке Сэма Рэйми. Но тогда, фильм хоть и собрал достаточно приличную кассу, зато зрителя не порадовал, как раз, во многом, из-за Венома, появления которого ждал зритель и, как разочаровался, когда понял, что история Венома в сюжете далеко не на первом плане, а скорее, попросту, являлась маркетинговым ходом, который оправдал себя лишь в том, что, действительно, были: "чужой костюм", крайне неубедительный Эдди Брок, и реализованный почти в конце фильма Веном, который даже своим грозным именем так ни разу и не представился. Но нужно сказать, сам Рэйми подтвердил, что не планировал реализовывать Венома в третьей части, однако из-за давления "студийной верхушки" пришлось пойти на такой шаг. Поэтому, когда стало известно, что персонаж получит сольный фильм - публика обрадовалась вдвойне.
Рекламная компания кинофильма была замечательная, если не учитывать, что персонаж и без того интересен для публики. Много было сказано в прессе о том, что "Веном", благодаря сделке между киностудиями, положит начало новой общей вселенной, где будут персонажи "Marvel", которые по правам принадлежат "Sony". Стоит добавить, что у фильма и рейтинг был заявлен не детский, но, на самом деле, это стоит расценивать, больше, как очередной маркетинговый ход для условного "плюса" как движение в сторону современных тенденций рынка, нежели практический смысл. И можно много рассуждать о том, что фильму не хватило бюджета для большего "размаха", что фильм не получил взрослый рейтинг, что где-то сценарий был переписан или удалены важные сцены, но, пожалуй, нет. Проблема "Венома" вовсе не в этом, а, наверное, в том:
Что этот фильм о Веноме! И этому утверждению есть объяснение:
Изначально, если вспомнить о чем вообще речь, как была преподнесена история персонажа в комиксах, что первым попало на экраны и зацепило зрителя, то сложно не признать, что история Венома - она была, довольно, простой и понятной. В ней не было никаких гигантских корпораций, которые преследуют заведомо непопулярные и непрактичные цели; сложных и непонятных вопросов, связанных с тем: зачем вдруг понадобилось это иное существо, была ли цель найти это существо, опасно ли оно, как с ним общаться и можно ли с ним договориться. Такая реализация истории порождает много трудностей и странностей, поэтому вкупе всё это выглядит крайне неубедительно, прежде всего, с логической точки зрения. Оригинальная история персонажа состоит в мести, причиной которой является глубокая душевная обида.
На самом деле, Веном - персонаж, который "рождался в муках", и первое его появление было в 300-ом выпуске серии комиксов "Удивительный человек-паук". Сюжет этого выпуска частично был реализован в фильме Сэма Рэйми, а по сути, и являлся подлинной историей происхождения персонажа. Но и в комиксах было всё не так гладко, время от времени интерес к персонажу тоже пропадал, в связи с чем, ему придумывали новое амплуа: то он был злодеем, то антигероем, где он на первых планах.
Но по-настоящему интересной и самой захватывающей историей, а главное - запоминающейся историей происхождения, стала мультипликационная версия персонажа в сериале о Человеке-пауке 1994г.
Сценаристом и автором сериала был Джон Семпер. Он выбрал замечательную тактику представления Венома зрителю: он готовил его к появлению персонажа с самой первой серии мультфильма. Эдди Брок появился в самом начале сериала, недолюбливая Питера Паркера и ненавидя человека-паука, в котором видел причину всех своих профессиональных неудач.
Ввиду того, что сериал имел оглушительный успех, ставший чем-то вроде "бомбы", которая не только адаптировала большинство сюжетов иных персонажей комиксов о Человеке-пауке, но и нашла компромисс к таким персонажам, как Веном. Таким образом, став своеобразным каноном "в мире Человека-паука", отдавая "дань уважения" комиксам, в первую очередь, как первоисточнику.
Мультипликационный сюжет о Веноме был показан в 8-ом эпизоде сериала и состоял из трех частей, с заголовком "Venom saga: The Alien costume", в отечественном переводе - "Чужой костюм". Мультфильм, взял за основу первый сюжет комикса, в котором появился Веном, но с небольшими изменениями. Основное новшество и заключалось в том, что Брок уже был представлен зрителю до событий, связанных с симбиотом, и подан как "недотёпа", журналист-неудачник; не сказать, что плохой, но достаточно трусливый и циничный человек.
В отличие от версии, которую показали в фильме "Веном" 2018 г., симбиот попал на Землю в качестве "универсального экземпляра", а вот причина становления как персонажа происходит от его судьбы: первым его носителем стал сам Человек-паук (после того как подцепил его на борту потерпевшего крушение космического корабля, во время спасения астронавта Джона Джеймсона), и, испытав на себе его необычные свойства, использовал в своих целях. Слившись с Паркером, симбиот, поначалу, никак не проявлял себя, изучая его организм и адаптируясь к его возможностям, взамен показав свои. О симбиоте не было, толком, ничего известно, пока после череды непонятных событий Паркер не решил попытаться узнать подробнее о странном новом костюме, который сам к нему и прицепился. Выяснилось, что нечто - самостоятельный организм, живущий за счет хозяина, но это полбеды: организм, постепенно соединялся с ним, подчиняя своей воле. Дело в том, что симбиот не имел четкого вектора и моральных принципов, однако - как любой живой организм, должен был питаться, и питался он, как раз, за счет того, что соединялся с носителем, но воспринимал его, скорее как донора для себя, что-то вроде аккумулятора. Человек-паук испугался тогда, когда почувствовал, что его сознанием что-то управляет, его поступки становились странными и порой весьма агрессивными - так симбиот постепенно выдавал свою сущность, показывая, как поступают в животном мире. Но у этого существа были и слабые стороны - он не переносил высоких частот. Когда Паук решил избавиться от него, организм был в ярости. На тот момент, он был с Паркером достаточно долгое время и уже привык к нему. Организм больше всего хотел вернуться обратно, поэтому когда понял, что сделать это не удастся, воспринял, как предательство.
И здесь начинается история Венома.
Какой мощный шок испытал юный зритель, когда увидел, что именно Эдди Брок стал новым носителем симбиота. Кажется, что меньше бы удивления было, если бы его "примерил" какой-нибудь Гарри Озборн, Квентин Бэк или даже Джона Джеймсон-старший. Здесь вся суть конфликта состояла в том, что симбиот и Брок идеально подходили друг другу - они оба мечтали расквитаться с тем, кто разрушил их жизни. После того, как симбиот открылся Броку, они объединились и стали называть себя - Веном (в отечественном переводе было озвучено как "Черная смерть").
А также - способности, которые получил Веном, были способности Человека-паука, именно благодаря этим способностям Веном и стал антиподом для героя, потому что был его улучшенной "инопланетной" производной, что-то вроде антипаука. Подтверждал это тот факт, что у Венома на груди остался паучий символ, который олицетворял его уже оформленную сущность. Тем более что, будучи способным, симбиоту "было что" дать Броку.
И далее, мультфильм превращается в настоящий "триллер": Веном не пытался убить Паука, он хотел извратить жизнь Паркера, чтобы тот испытал на себе боль, унижение, страх. Позже Питер начал сходить с ума: всюду видеть образ Венома, у него началась настоящая паранойя (Веном был везде - даже в кошмарах), но не от того, что тот как-то управлял его сознанием, а потому что Питер знал, на что способен симбиот, тем более в руках Эдди. Ведь если представить, что есть человек, который больше всего на свете мечтает причинить тебе боль, и вдруг в его руках оказывается такая сила, да ещё когда он знает о тебе абсолютно всё, то не трудно понять, во что он способен превратить твою жизнь. И Паркер был в ужасе именно от этого. Но также понимал, что Броку может угрожать та же опасность, что и ему самому, когда он был носителем. Но Эдди это было не важно. Был смысл существования Венома - месть, обида, расплата.
Вот чем Веном "зацепил" зрителя, тем, что история довольна понятна, и что противостояние заключается в персонаже, который действительно находился на грани отчаяния, и решил пойти по пути мести. Был ли шанс отказаться от этого - тоже не важно. Важно то, что история интересна и нельзя сказать, что не актуальна.
Есть еще несколько важных моментов, которые влияют на восприятие общей картины:
- в мультсериале Человек-паук противостоял симбиоту, скорее, как абстрактной сущности, но на самом деле Эдди Броку, который лишь использовал симбиота и был самим Веномом (то есть, грубо говоря, Эдди Брок сам отвечал за свои действия и управлял костюмом. Во всяком случае, так было показано в сериале) ; в противовес фильму - где симбиот был изначально самостоятельной сущностью, то есть самим Веномом, что автоматически ставит "в ступор" восприятие персонажа. Получается, что Эдди Брок, сам по себе никак не управляет симбиотом, а лишь дает ему выйти и поразвлекаться.
- снова стоит упомянуть о том, что в мультфильме у Эдди была конкретная понятная цель; в фильме же - её нет. Вернее, она есть, но она выглядит достаточно "притянутой" , во всяком случае в "рамках" фильма. В фильме есть задачи и цели, но они не у Эдди, а у Венома, да и цели кажутся настолько масштабными, что реализовать их таким образом, как показано в фильме, кажется просто не реальным.
- Если снова проводить параллели с фильмом, то в сериале, у Венома, есть конкретные мотивы поступать так как он решил, а в фильме - не объяснен ни механизм его поведения, ни то, как он принимает решения и от чего отталкивается. Не объяснено и то, как он выбирает носителей, что тоже вызывает много вопросов и оставляет не очень приятный "осадок" .
- Стоит отметить, что сыгравший главную роль Том Харди, и вправду сыграл Эдди Брока очень убедительно и к нему нет притензий, на него было интересно смотреть, но здесь не его вина.
И проблема даже не в том, что сюжет подкачал. Сюжет, каким бы его не взяли, в любом случае получился бы странным. Дело в том, что в основу сюжета фильма частично легла "линейка комиксов": "Веном - смертоносный защитник", где персонаж является не злодеем, а антигероем. Но даже сделав его антигероем, это не отменяет самого главного, даже согласно этой "линейке комиксов" - Веном не самостоятельный персонаж, и никогда им не был.
Это и есть главная проблема фильма - в нем Веном, сам по себе : без своего логического рождения и закономерного развития, именно поэтому он и не был так интересен. Как заявлялось ранее, персонаж Человека-паука должен был появиться в качестве камео, но если говорить честно, то пожалуй, даже это бы не добавило радости получившемуся зрелющу. Почему? Потому что Веном получил зрительские симпатии тем, что произошел от Паука, и пугал своими возможностями. Была понятна история персонажа, потому что была простой и не требовала больших разъяснений, а соответственно и, сама по себе, автоматически уменьшала рост потенциальных "логических дыр", которые были допущены в выбранном сценарии. И, опять же, можно много спорить, что отсутствие взрослого рейтинга негативно сказалось на фильме, но по факту, если сценарий и задумка фильма изначально слаба, то практического смысла такой материал не прибавит, а напротив - может даже оттолкнуть.
В заключение можно сказать, что Эдди Брок был введен не просто так Семпером, именно его общее экранное время и неприязнь к Человку-пауку позволили спровоцировать такой интерес к персонажу. Поэтому и все приёмы в "Веноме" не играли особой роли, так как без Паука персонаж, "в свободном плавании", выглядит достаточно сюжетно-слабым. В этом, пожалуй, и заключается основной момент
Фильм "Веном" показал, что без Человека-паука, без символа на груди, без способностей, полученных от первого владельца - он выглядит совсем ни тем, кем мы привыкли его видеть, а соответственно и попытки провести его сюжетную линию.
В скором времени планируется выход продолжения уже с Клетусом Кэсседи, отпрыском Венома, именуемым Карнажем (в отечественном переводе - Потрошителем). Можно надеется, что картина получится добротной и не сомневаться, что она соберет хорошую кассу. Но, тем не менее, понимая, что Веном в данной сюжетной линии имеет в корне иное происхождение и замысел, всё равно не очень приятно.