Как-то моя дочь стюардесса после очередного рейса позвонила мне и сказала: “Ты не представляешь, какую красоту я сегодня видела в полете. Около крыла самолета было необыкновенное голубое свечение. Прямо такие яркие голубые размытые огни.”
Уже на земле пилоты сказали, что это так называемые “огни святого Эльма” ,и что в этот раз свечение действительно было очень сильное, и они такую картину наблюдают довольно редко.
Природа явления такова. Во время метели, грозы или перед грозой в атмосфере происходит сильная электризация туч и земли, и возникает большая напряженность электрического поля. Особенно на острых концах высоких предметов - шпили, раньше – мачты кораблей, пики горных вершин, края опор линий электропередач и т.д. При достижении напряженности электрического поля порядка 500 кВ/м и выше происходит коронный разряд ,образуется газоразрядная плазма, и выделяются энергия в виде быстрых частиц – фотонов. Световые частицы вызывают синее или фиолетовое свечение.
Это явление известно давно. Еще Древние римляне и греки замечали странные мерцающие огни, которые окружали мачты их судов. Часто свечение сопровождалось необычным шумом.
Так как явление всегда возникало перед началом или во время бури, моряки считали появление огней добрым знаком, говорящим, что в этот раз за них заступится святой Эльм, или Эразм, католический покровитель мореплавателей. Их надежда была правильной, так как огни возникали тогда, когда пик непогоды (наибольшее значение напряженности электрического поля) был уже позади.
В качестве покровителя мореплавателей христианский святой Эразм имел атрибут – подъёмный ворот (т.е. лебедку). Согласно легенде, Эразм умер мученической смертью: его конечности были привязаны, а палачи вынимали из него его внутренности, накручивая их на ту самую лебедку. Умирая, Эльм пообещал охранять моряков с небес, посылая им светящиеся огни.
В Италии в городе Гаэта есть кафедральный собор, в котором хранятся мощи святого Эразма. Собор заложен папой Пасхалием II в 1106 году. В XVIII веке собор был перестроен.
Кому приходилось увидеть огни святого Эльма , сходятся во мнении, что это - сказочно красивое явление природы.
Я спросила свою дочь: “А как рассматривали светящиеся крылья самолета остальные пассажиры?”. Наташа сказала, что они или постеснялись, или не поняли, но если и удивлялись, то про себя. Всеобщего восхищения не было.
Считается, что огни святого Эльма обычно не опасны. По верхнему металлическому слою самолета электричество стекает в атмосферу, не причиняя вреда. Тем не менее, при каких то особых обстоятельствах, может быть, может случиться нарушение работы радиоаппаратуры на борту.
1 июня 2009 года лайнер Airbus A330, летевший из Рио-де-Женейро в Париж упал в Атлантический океан, пролетев 23 минуты над океаном. Все пассажиры погибли. При расследовании крушения самолета одной из рассматриваемых причин отказа работы электронных приборов было возникшее атмосферное явление – огни святого Эльма.