Найти тему

Бойня номер пять - вступительная статья

Всем доброго времени суток! В декабре я создала аккаунт на дзене, и с тех пор не могла никак найти тему, которая меня действительно заинтересует. Я не из тех людей, кто готов красиво писать про свои будни, но я хочу делиться с людьми впечатлениями о жизни. Но вот на меня нахлынуло вдохновение(как всегда бывает после чтения чудесных книжек), и я решила взяться за перо. Я буду писать рецензии, а иногда и широкие детальные обзоры художественных произведений, которые меня чем-то сильно зацепили.

В этой статье я хочу продемонстрировать тот формат, в котором буду в дальнейшем работать. А начну я с замечательнейшей книжки:"Бойня номер пять или крестовый поход детей".

Курт Воннегут, 1922-2007
Курт Воннегут, 1922-2007

Автор книги - Курт Воннегут, американский писатель. "Бойня..." - одна из самых известных работ Воннегута. К моему стыду, ничего толкового об авторе я больше и не знаю . Мне известно лишь(и это понятно из романа), что "Бойня..." - это автобиографический роман о солдате, который юным добровольцем вступил в ряды американской армии в 1944 году. Он стал пленным. Он стал свидетелем бомбёжки Дрездена и после решил написать книгу о Дрездене. О войне. О смерти. О жизни. О людях, нелюдях, детях. Обо всём на свете и ни о чём одновременно.

Хотелось бы обратить особое внимание на предисловие. "Бойня..." особенно интересна, в первую очередь, своим предисловием, и, как при прочтении любой книги, не стоит упускать эту её часть из виду. Потому что предисловие существует не просто так, оно необходимо, чтобы ввести читателя в контекст. Первое, о чём начинает говорить автор - всё то, что в книжке написано про войну, то правда. Правда, что одного знакомого расстреляли из-за чайника, а другой действительно грозился после войны уничтожить всех своих врагов с помощью наёмных убийц. При первом прочтении читатель думает:"Это же автобиографическая книга, неудивительно, что автор описывает то, что с ним произошло." Но посмотрите внимательно на текст, обдумайте смысл предложения ещё раз. Ужаснитесь.

То, что на страницах книг выглядит, как абсурд, бред сумасшедшего, несмешная шутка - это и есть реальность, с которой автор когда-то столкнулся. При встрече со своим старым знакомым, О'Хэйром, Воннегут рассказывает ему о своей затее и говорит:

"Знаешь, я думаю, что развязкой в книге должен быть расстрел этого несчастного Эдгара Дарби...Подумай, какая ирония. Целый город горит, тысячи людей гибнут. А потом этого самого солдата-американца арестовывают среди развалин немцы за то, что он взял чайник. И судят по всей форме и расстреливают."

И вся книга пропитана этим сюрреализмом, странным юмором ни к месту, гротеском и иронией. Едва ли всего этого хватает, чтобы описать наш безумный мир, существование которого лишено смысла.

Свою книжку сам Воннегут называл антивоенной. Для него было важно рассказать миру о Дрездене, о той трагедии, что произошла у людей прямо под носом, и которую многие в то время не хотели замечать(книга подвергалась цензуре, её изымали из печати, американские власти называли её "вредной" и т.д.). В предисловии он признаётся, что писать книжку про Дрезден было очень тяжело. Поначалу казалось, что будет легко - какие могут быть проблемы с описанием события, в котором ты участвовал сам? Но он просто не находил слов, как я сейчас не могу найти подходящие слова, чтобы полноценно рассказать о "Бойне...". Когда открываешь книгу о войне, ждёшь подробного описания битв и лишений. Но "Бойня..." не следует стереотипам военной художки, нет. Когда читаешь этот роман, создаётся ощущение, что война остаётся где-то на переферии, что она идёт своим ходом, а потом всё - разрушенный Дрезден и похороненные под обломками тысячи людей. Воннегут не показывает подробности бомбёжки, нет сцен кровавой бойни, вместо описания события - дыра в пространстве, размытые в сознании образы. Потому что нельзя облечь в слова что-то настолько, в буквальном смысле, неописуемое. Невозможно рассказать о войне и смерти так, чтобы не солгать самым наглым образом. А лжи в своей работе Курт Воннегут старался, по возможности, избежать.

И на этом моменте мы снова возвращаемся к предисловию. Итак, Курт встречается со своим старым знакомым О'Хэйром у него дома, чтобы обсудить книгу. Там он познакомился с его женой - Мэри О'Хэйр. Весь вечер она жутко злилась на него, и было непонятно, из-за чего. Мэри бегала по дому, пытаясь выпустить пар на чём-нибудь, сдвигала мебель, лишь бы чем-нибудь заняться. Тем временем два товарища вспоминали какую-то ерунду, из которой книжку не сделаешь. В конце концов она спустилась на кухню и сказала, что во время войны те двое были ещё детьми! Она не хотела, чтобы в этой книге снова воевали крутые парни, взрослые мужчины, и чтобы по мотивам этого романа сняли голливудский фильм-боевик. Потому что на войне дерутся дети. Она не хотела, чтобы на войне дрались её дети или чьи-то чужие дети. Сильно не хотела и злилась. Воннегут назвал свою книгу "Крестовый поход детей", потому что нет более жестокого, бесчеловечного примера большой и бесполезной жертвы, чем эта - безродные дети, которых отправили на смерть.

Именно Мэри он и посвятил свою книгу.

Книжка Воннегута - антивоенная. Как сказал кинорежиссёр Гаррисон Стар:

"Почему бы Вам вместо этого не написать антиледниковую книжку?"

Да, война неизбежна. Автор соглашается с этим. Но не важно, будь это глобальное потепление или война - есть ещё смерть. Пожалуй, главной темой романа можно назвать именно смерть - она настигнет нас всех рано или поздно. Книга полна различных рассуждений на тему смерти, и я не стану лишать читателя высшего удовольствия самому узнать об этих рассуждениях, прочитав роман.

Наконец, хочу закончить статью маленьким выводом. "Бойня номер пять или крестовый поход детей" - блестящие название для книжки о смерти. Бойня номер пять - это здание, где семерых военнопоенных американцев запирали на ночь, среди них был и автор, и его товарищ О'Хэйр, и даже Билли Пилигрим - главный герой романа. Билли Пилигрим - такой же ребёнок, как и все вокруг него, просто дева неразумная. Словно WW2 - крестовый поход детей - большая, безумная, бессмысленная жертва.