26 подписчиков

Вождь индейцев — Тупак Амару II

Имя Тупак Амару в переводе с языка кечуа, бывшего государственным языком разрушенной империи инков, который еще и сегодня является наиболее употребляемым языком американских индейцев, означает...

Имя Тупак Амару в переводе с языка кечуа, бывшего государственным языком разрушенной империи инков, который еще и сегодня является наиболее употребляемым языком американских индейцев, означает Сверкающая змея.

Перуанский индеец Сверкающая змея принял имя последнего инки не только затем, чтобы привлечь к себе массы индейцев — так, как это часто делали другие вожди. Он действительно был по линии своей матери Хуаны Пилчоуако прямым потомком последнего инки Тупака Амару I, казненного в шестнадцатом веке тогдашним управляющим перуанского вице-королевства Толедо.

По другой линии Сверкающая змея был потомком еще одного из этих последних инков — инки Сайри Тупака (которого испанцы называли Диего), умершего в Юкайи в 1560 году.

Завоевание испанцами империи инков

Хотя испанцы и завоевали империю инков и убили их вождя Атауальпа, тем не менее они не сумели сразу овладеть всей территорией гигантского индейского государства, а также покончить со всеми представителями ее господствующей династии.

Инки сумели в после колумбовый период, в первой половине XVI века, в самом сердце Перу, в его самой плодородной части, в обширной долине Вилькамайо удержать независимую территорию. Здесь инки, как и раньше, молились своему солнечному богу, строили свои храмы и монастыри (монастыри Девственниц солнца). Имели они и собственную армию.

Только в 1572 году испанцам удалось завоевать и эту часть Перу, а ее последнего властелина — инку Тупака Амару — казнить.

Но потомки последнего инки продолжали жить в Перу. Колониальное правительство позднее даже признало за ними определенные дворянские привилегии, а также право на ношение знака инки, напоминающего корону, которую индейцы называют «маскаипача», и инковской королевской мантии.

Взято с открытых источников
Взято с открытых источников

Доколумбовая империя инков, которую в колониальное время перуанские индейцы представляли себе как утерянный рай, на самом деле тоже была несправедливым государством. Узкая группа ее привилегированных слоев и священнослужителей жила за счет сотен тысяч рядовых жителей империи, которые в собственном государстве не имели никакого состояния и почти никаких прав.

Но, несмотря на это, теперь, как реакция на черные времена колониальных порядков, имя инков вызывало картину их уничтоженной империи, представление о свободном мире, полном света, в котором и индеец был человеком и стал бы им снова, если бы эта империя была возрождена.

Тупак Амару II, индеец Сверкающая змея, принимает титул инки. Но он не стремился возрождать империю инков. Он хотел бороться за новое, справедливое устройство мира. Но так как для сотен тысяч простых индейцев Южной Америки символом этого более справедливого мира было одно слово — «инка», Тупак Амару II и принял этот титул.

Образование Тупака Амару II

Тупак Амару II был образованным человеком. Более образованным, чем, очевидно, любой из вождей индейских восстаний. Он учился в Куско в интернате для детей вождей. И владел не только своим родным языком — кечуа, но и испанским, и даже знал латынь. Он был также прекрасным историком.

Сам составил подробную и точную родословную, чтобы доказать, что действительно является прямым потомком последнего инки, имя которого он вновь принял (первое имя Тупака Амару II было Хосе Габриэль Кондорканки). В другом архивном документе, относящемся к периоду его жизни, говорится, что этот индеец с гор был даже доктором права и что это академическое звание он получил в высшем учебном заведении в столице вице-королевства Лиме.

Он знал также, что на севере Америки колониальная власть уже сломлена и там возникли независимые Соединенные, Штаты Америки. В этом же десятилетии во Франции произошла буржуазная революция, которая победила с лозунгами о равенстве людей и о гражданских свободах.

Но здесь, в Латинской Америке, в ее испанских колониях, время как будто остановилось. Индейцы, которых колониальные власти распределили между энкомендеро, страдали теперь еще больше. Как скот, который должен тянуть, пока не упадет, должен принести своему хозяину максимальную пользу, а потом только умереть.

Рабство индейцев

Энкомиендами страдания латиноамериканских индейцев только начинались. В перуанском вице-королевстве появились и другие способы эксплуатации. Тяжелым бременем на плечи андинских индейцев ложилась «мита». Она устанавливала, что каждый индеец обязан определенное время трудиться на общественно полезных работах.

В соответствии с законом об этих принудительных работах индейцев направляли в создаваемые цеха и мануфактуры, на строительство дорог и мостов. Самым жестоким и, к сожалению, наиболее распространенным видом миты в Андах была принудительная работа на рудниках в Потоси (сегодняшняя Боливия), а также в перуанской Уанка- велике.

Взято с открытых источников
Взято с открытых источников

Одна только дорога до далекого серебряного города Потоси убивала сотни индейцев. А каторга на рудниках иногда по семь дней в неделю от рассвета до заката солнца — уничтожала целые деревни.

Один педантичный исследователь не поленился подсчитать, сколько индейцев погибло в серебряных рудниках в Потоси в течение колониального периода. Конечный результат был ужасающим! более восьми миллионов людей.

Таким образом, первая форма эксплуатации называлась энкомиендой. Второй, еще более бесчеловечной, была мита, когда индейцы плюс ко всему должны были платить очень высокие налоги, хотя у них у самих не было почти никаких, а иногда и совсем никаких доходов. А колониальные чиновники в целях обогащения придумывали все новые денежные штрафы, даже если индейцы не допускали никаких нарушений.

И наконец было изобретено так называемое репартимиенто. Его создатели верили, что индеец тем быстрее «станет более цивилизованным», чем больше европейских товаров начнет потреблять. Эти товары, привозимые в Перу из Испании, местные колониальные чиновники распределяли среди индейцев.

Принудительное распределение товаров и называлось репарто, или репартимиенто. Перуанский индеец обязан был купить у своего чиновника, например, очки, хотя со зрением у него все было в порядке, или бритву, хотя борода у индейцев растет редко.

На основе репарто индейцы, даже совершенно неграмотные, должны были, тем не менее, покупать иногда — разумеется, хорошо заплатив, философские или религиозные книги.

Индеец должен был покупать за цену, устанавливаемую чиновником, который проводил репарто, как правило, по своему собственному усмотрению. Репарто стало средством неслыханного ограбления коренных жителей Америки.

Налогообложение индейцев

Тупак Амару II начал готовиться к борьбе за социальное освобождение всех угнетенных жителей Америки — индейцев, креолов (белых американцев) и американских негров.

Именно поэтому против Тупак Амару II выступили не только испанские колониальные власти, но и те из белых американцев-креолов, которые тоже эксплуатировали индейцев на своих частных рудниках, в мастерских, латифундиях.

Для индейцев олицетворением этой бесчеловечной системы были, естественно, испанские колониальные должностные лица и прежде всего те, кто стоял во главе провинций перуанского вице-королевства — губернаторы.

Взято с открытых источников
Взято с открытых источников

Эти губернаторы часто получали свои посты за крупные взятки. Поэтому неудивительно, что после вступления в должность они старались как можно скорее вернуть утраченные деньги и для этого безжалостно эксплуатировали индейцев. Точную сумму налогов, которую та или иная провинция должна была внести в королевскую казну, часто знали только сам губернатор и его ближайшие сподвижники. Все, что превышало эту сумму, губернаторы, естественно, оставляли себе. Вот почему они устанавливали налоги, которые в несколько раз превышали сумму, предписанную королем.

Губернаторы, к тому же, требовали уплаты налогов с детей, старцев, душевнобольных и даже с мертвых индейцев (если у умерших осталось хоть какое-нибудь состояние), хотя по закону налоги должны были взиматься только с лиц старше восемнадцати лет и, конечно же, только с живых людей.

Антонио де Арриага, губернатор провинции Пинта, где жил Тупак Амару II , принадлежал к числу самых жестоких и безжалостных эксплуататоров. К примеру, вместо 112 000 песо, которые Антонио де Арриага должен был в течение пяти лет собрать для королевской казны, он выжал из своих индейцев более 300 000.

Разницу управляющий провинцией Тинта, разумеется, оставил себе. Губернатор Арриага был начальником Тупак Амару II . Ведь Сверкающая змея управлял несколькими кечуанскими деревнями в провинции Тинта.

Протесты против миты

В одной из своих деревень, Тингасуке, Тупак Амару II жил постоянно вместе с остальными членами семьи: женой Микаэлой Бастидас Пайякауа, тремя сыновьями, братьями, дядьями и двоюродными братьями.

Потомок властелинов крупнейшей империи управлял, таким образом, по воле колонизаторов жизнью нескольких десятков тысяч индейцев.

Но должность касика, различные привилегии и титул маркиза из Оропесы, который испанцы за этим прямым потомком инков признавали, не примирили его с властью. Тунгасукский касик видел, как индейцев из его деревень гнали, словно животных, на миту в Потоси — уходили тысячи, а возвращались десятки, уходили здоровые, возвращались смертельно больные, а те счастливчики, которым было позволено остаться в своих деревнях и батрачить на бедных наделах земли в горах, обирались Арриагой до последнего песо.

Взято с открытых источников
Взято с открытых источников

Тупак Амару II несколько раз письменно протестовал против миты и, наконец, поднял голос в защиту индейцев в столице вице-короля — Лиме. Жители кечуанских деревень — Ильягуа, Янакоа, Чикнайгуа и других — попросили его обратиться в королевские учреждения с протестом против миты и от их имени.

Так как Тупак Амару II ездил по всему Перу, он скоро начал понимать, что везде е индейцами обращаются одинаково. Он убедился, что его настойчивых просьб и протестов уже недостаточно. И поэтому Тупак Амару II начал подготовку к вооруженной борьбе, к продуманному революционному выступлению, а не просто к стихийному взрыву возмущения.

Подготовка восстания Тупак Амару II длилась еще долгое время. До главного выступления вспыхнуло несколько бунтов. Один из них подняли героические братья Катари, которые установили связь с Тупак Амару II уже раньше в перуанской провинции Чайанта, где тогда жило около 60 000 индейцев.