Найти тему
13K подписчиков

в коллективной анимации обучения (6) Падежи в человеческом преломлении

   Падежи  Сейчас чуть ли не вершиной педагогического мастерства считается ситуация, когда ученики сами должны прийти к теме предстоящего урока.

Падежи

Сейчас чуть ли не вершиной педагогического мастерства считается ситуация, когда ученики сами должны прийти к теме предстоящего урока. В этом можно усомниться, но сейчас давайте используем этот прием.

Карусель падений – это форма вводящей в тему разминки, когда ребята стоят в два круга и по очереди падают друг другу на руки. После того как по кругу все прошли через всех и попадали друг другу на руки, учитель и ставит проблемный вопрос: какое отношение эта разминка имеет к дальнейшему изучению свойств имен существительных?

Чем мы только что сейчас занимались? Одни падали, а другие склонялись, чтобы удержать падающих. Вывод в конце концов неизбежен: нам предстоит изучение падежей (от слова падать или нападать) и склонений.

Здесь хорошо разговорить народ, оживить и расширить найденное открытие. Оказывается: вся окружающая жизнь состоит из того, что на нас все время нападают и заставляют упасть – физически или морально, мы же стараемся не поддаться и в ответ на все эти нападения лишь склоняемся по тому или иному типу.

Способов нападений на нас шесть – это и есть шесть падежей, которые неплохо вспомнить, как и соответствующие им вопросы и попытаться применить все эти знания к самому себе и своей жизни:

   Падежи  Сейчас чуть ли не вершиной педагогического мастерства считается ситуация, когда ученики сами должны прийти к теме предстоящего урока.-2

Мы ведь тоже используем те же самые падежи для нападения на других людей, для оказания воздействия на них с той или иной целью.

В морфологии падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении, а в жизни людей – отношения их друг к другу, причем не обязательно негативные.

Суть этого отношения заложена в названии самого падежа и в вопросах, которые ему соответствуют.

Именительный падеж – это раздача окружающим людям имен и кличек. Это постановка вопроса: «Я есть кто?» и «Ты есть кто?» - как имена собственные, и «Я есть что?» и «Ты есть что?» по своей сути – в нарицательном смысле. Здесь огромное поле для воздействия на людей, по принципу:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Слово может полки

За собой повести.

Действительно, просто назвав человека, его можно убить морально, а можно и вдохновить на подвиг. Это и есть функция именительного падежа.

Родительный падеж говорит сам за себя: кого я порождаю в фигуральном смысле – люди какого типа собираются вокруг меня, в отрицательном плане – чего мне не хватает, мне не дано это при рождении и я не могу это родить тоже.

Дательный тоже красноречив в самом названии. Кому я даю хорошее и плохое, что порождаю своей жизнью. Дательный падеж непосредственно направлен на людей в своем прямом значении, но его можно рассматривать и как падеж предания себя той или иной идее, цели, задаче – чему я отдаю свою душу, свои силы и энергию.

Винительный – это падеж обвинения. Мы часто используем этот модус отношений к окружающим нас людям и событиям. Кого я обвиняю в тех или иных погрешностях и на что сваливаю свою вину в трудных обстоятельствах жизни?

Творительный падеж – падеж творцов. Очень важно понять, чем, какой-такой заложенной в нас свыше способностью я могу творить, создавая что-то новое и небывалое и в этом смысле уподобляясь самому Богу. И как результат – кем я хочу стать в будущем.

Предложный падеж – это как бы падеж подведения итогов. Само появление предлога в этом падеже носит какой-то завершающий характер. Обо мне будут вспоминать как о ком? Или сразу забудут как о чем – о чем-то совершенно не заслуживающим хранения в памяти потомков.

Все открытые связи падежей и отношений между людьми хорошо закрепить в каком-то интересном упражнении. Например, создать игровой банк слов-имен существительных и в соответствующем падеже (его можно вытащить по жребию) попробовать их использовать в качестве словесного воздействия на какого-то психологически устойчивого добровольца.

Потом он пусть поделится впечатлениями от этих воздействий.

Падежи объясняются детям
Падежи объясняются детям

(продолжение следует...)

начало - здесь