416 подписчиков

Идеальное домашнее задание - какое оно?

275 прочитали
Продолжая тему домашних заданий, начатую в прошлой статье  "Вы всё еще даёте домашние задания? Тогда мы идем к вам!", хотим поговорить об эффективности его содержания.

Продолжая тему домашних заданий, начатую в прошлой статье "Вы всё еще даёте домашние задания? Тогда мы идем к вам!", хотим поговорить об эффективности его содержания.

Сначала немного цифр: к 2017 году по теме эффективности домашних заданий и их содержания проведено всего 217 исследований и 8 метаанализов, в которых были задействованы более 100 тыс.учащихся.
Эту грандиозную работу проделали ученые Дж.Хэтти, У. Траутвайн, О. Кёллер, Б. Шмитц, Ю. Баумерт, Муленбрук, Купер и Линдсей.

Чтобы учителям было проще и понятнее работать с полученными данными, была выделена величина, которая показывает насколько исследуемый параметр (например, использование групповой работы на уроке, высшее образование родителей, учеба в малом классе и т.п.) изменяет средние показатели учебной эффективности (например, итоговых тестов, результатов PISA и др.). Её назвали effect size (d) или размер эффекта. Напомним еще раз о её значениях:

  • все эффекты с размером, равным 0,2 и ниже, довольно незначительны, чтобы строить на них программы обучения.
  • эффекты от 0,2 до 0,4 уже заметны, но не оптимальны
  • рекомендуется обращать внимание на те факторы, чей эффект более 0,4, т.е. выше среднего.

И вот теперь главное! Замеренная величина эффекта домашнего задания составила d=0,28 . Это значит, что (см. выше) эффект заметен, но не оптимален. Мы слишком большое значение придаем значимости домашнего задания.

Одинаков ли размер эффекта для разных предметов? Смотрите сами:

· размеры эффекта максимальны для математики

· размеры эффекта минимальны для естествознания и обществознания

Еще интересные данные:

· размеры эффекта выше при легком или новом материале

· размеры эффекта ниже, если требуется высокий уровень концептуального мышления или выполнение проекта

Есть ли общие рекомендации к содержанию домашнего задания? Да, вот такие получены выводы, которые каждый учитель (и родитель!) может использовать в работе с детьми:

· большие домашние задания являются показателем неэффективности обучения

· недостаточный мониторинг является показателем неэффективности обучения

· домашние задания не должны снижать учебную мотивацию (это приводит к закреплению некорректных процедур решения)

· домашние задания следует делать небольшими, регулярными и постоянно проверяемыми учителем

· выполнение домашних заданий может быть еще эффективнее, если будет проходить не дома, а в школе, под присмотром учителя

· участие родителей в домашних заданиях может нанести вред

· эффективность домашних заданий возрастает с возрастом

· эффективность домашних заданий выше у учащихся с высокими интеллектуальными возможностями

· неудачи в домашних заданиях у детей (особенно — младших) вызывают сомнения в своих способностях, самостоятельности, подрывают мотивацию, закрепляют ложные стратегии и учебные привычки

В средних и старших классах наиболее эффективно давать задания на заучивание, повторение темы и упражнения на отработку правил. Это работает с любым школьным предметом.

Особенность восприятия младшими детьми домашних заданий состоит в том, что они более отвлекаемы, их учебные привычки еще недостаточно сформированы, у них мало стимулов. Отсюда и более низкая эффективность домашних заданий.

А что вы думаете о домашних заданиях? Пишите нам в комментариях и не забывайте ставить лайк и подписываться на наш канал! Еще больше интересного материалы читайте на нашем сайте http://blendedlearning.pro/