Найти тему

Ирбитский торг (Купеческая Атлантида)

"Не те люди! Сплошна беднота! Все бають-бають, а робить-то не кому."- ворчала моя бабушка Аполлинария, оценивая способности совхозников-односельчан. Её раздражали убогие домишки, покосившиеся ограды, непроходимые от грязи и бездонных лыв улицы деревеньки, затерянной в уральской тайге. Чувствовалось в бабушкиных словах не только усталость от укоренившейся вокруг бестолковщины, но и горечь по чему-то утраченному, мне неведомому.

"Баба, почём ты знаешь, что люди - то не те?"

"Знаю, Боренька, знаю. Жизнь прожила всяко повидала!"

"А, где ты их видела? На войне?"

"У войны порядку нету - останього добра лишит. Мы добра- то нисколечко не нажили. Всё по войнам и революциям растрясли."

"Скажешь тоже! Ведь до революции народ жил бедно."

"Может и жил бедно, да не в наших краях... "

"Чё мы были богачами!?"

"Не бедствовали, ну супротив купцов мелковаты были!"

"А откуда у нас были купцы?"

"Да с ярмонки! Их в Ирбите кожный знал."

"Ба-а, расскажи про ярмонку!"

Ярмарочный зуд

Почему Ирбит стал крупнейшей сибирской ярмаркой сразу и не ответишь. Местоположение не без изъянов. Речка Ница маловодная и для судоходства годная только в момент весенних разливов. Дороги на Восток и на Запад могли бы быть прямее, без проблем обойдя стороной бугристую местность, покрытую ковром лесов и болотных мхов. Но издавна именно за Ирбитской слободой закрепилась слава торгового места. Его уникальность заключалась в том, что тут сходились границы расселения трех этнических групп. В верховьях Ницы проживали манси, в низовьях - сибирские татары, а по реке Ирбит - башкиры. Пограничный перекрёсток не стал полем битвы для соседей, а наоборот прослыл безопасным местом, где можно было выгодно обменять товар. С приходом русских поселенцев традиционный меновой торг перерос в крупнейшую ярмарку, где переплелись экономические интересы Европы и Азии.

Первоначально поводом для народной массовки на слободе был праздник Богоявления (6 января).  Богоявленский собор стал местом паломничества для верующих не только из ближних деревень, но и привлекал гостей из отдалённых уральских и сибирских местечек. 

Богоявленский собор Ирбита
Богоявленский собор Ирбита

Для приезжих организовывали торговлю, которая, как магнит притягивала всё больше и больше народу. Двух- трёхдневный праздник перерос в  затяжную ярмарку. В начале XIX в. её приурочивали к Масленице и  проводили с 10 февраля по 10 марта, в 1860-х гг. – с 1 февраля по 1 марта, в конце XIX в. – с 25 января по 1 марта. Февральский торг на реке Нице стал барометром деловой жизни Сибирской России.

Кустодиев Б. М. Масленица
Кустодиев Б. М. Масленица

Ярмарка в Ирбите проводилась ежегодно, во время её проведения население Ирбита многократно увеличивалось(в 10-15 раз!). Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в романе «Приваловские миллионы» писал об Ирбите: «Ирбит — большое село в обыкновенное время — теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности... На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка...»

-4

Физиономия сонного, малоподвижного Ирбита накануне ярмарок преображалась: распахивались ставни и ворота домов, мылись и белились квартиры, подновлялись лавки и балаганы. Наводившие лоск ирбитчане репетировали ежегодный бенефис.

Горячие деньки наступали для членов городового магистрата и ярмарочного общества, прикидывавших наплыв товаров, распределявших их по значимости в гостинодворские лавки, на табор либо же на мочально-рогожный куток. Самое ценное в торговых рядах, где командовали избранные старосты, брала под охрану караульная артель, для прочего нанимали сторожей. Усилия горожан были не напрасны. С каждым годом торговля росла, обогащая всех кто был к ней причастен.

Настоящий взлет испытала ярмарка на рубеже 30—40-х гг. ХІХ века, в связи с размахом золотопромышленности. Бурно развивавшаяся отрасль породила невиданные капиталы, а с другой стороны, — беспрецедентный спрос на товары и господские, и простонародные. До возникновения в сибирских дебрях золотого промысла, как вспоминали мемуаристы-очевидцы, спрос на промышленные фабрикаты за Уралом был малоемким. Но как только хлынуло в казначейство алтайское и енисейское золото, Азиатская Россия предъявила на изделия ткачей, портных, сапожников, металлистов спрос громаднейший, всепоглощающий.

Промывка старателями золотоносного песка на Урале.
Промывка старателями золотоносного песка на Урале.

Окропленная живительным золотым дождем, встрепенулась Ирбитская ярмарка и круто взмыла ввысь. Не зря в ее блеске усматривают отсвет разбуженного сибирского Эльдорадо. Если раньше, подытоживал современник, Ирбит “закачивал” капиталы Европейской России в бедную ими Сибирь, то теперь золотоносные недра последней оплодотворяли нуждавшуюся Русь. Расцвет сибирской золотопромышленности тотчас же отразился на динамике ярмарочного товарооборота: в 1839 г. привоз реализуемых в Ирбите товаров укладывался в 11,9 млн руб. серебром, к 1845 г. он вырос до 20,2 млн, а в 1850 г. — до 35,8 млн руб. В целом за истекшее 12-летие обороты торжища почти утроились. В свою очередь, и золотодобыча в Сибири, не превышавшая в 1839 г. 150 пудов, в 1850 г. перевалила за тысячу.

Рост оборотов обогатил и ирбитчан, что не замедлило сказаться на  архитектурном облике города. В 1844 г. центр Ирбита украсил надстроенный гостиный двор, в 1850 г., устав ждать ассигнований из имперского бюджета, горожане за свой счет построили здание биржи. Уловив мажорные веяния, богатеи стали вкладывать сбережения в недвижимость, в так называемые доходные дома с амбарами и конюшнями для постоя торговцев.

Ирбитский Пассаж
Ирбитский Пассаж

 В 1864 году был открыт Ирбитский Пассаж — огромное по тем временам трехэтажное здание. Вообще-то замышлялось его строительство для театральных постановок, но обошлось городской управе дороговато, и, поскольку антрепренеры не совладали с арендной платой, здание передали купечеству. В новейшем торговом центре размещались фешенебельные магазины, ресторан, по вечерам на мостках второго этажа играл духовой оркестр. Словом, до определенного часа в нем торговали, а после наслаждались музыкой, выступлениями артистов, демонстрировали моды, организовывали благотворительные акции. Вечерний Пассаж собирал весь разноязыкий, пестро-одетый ярмарочный бомонд. Всякий состоятельный приезжий (голытьбу не впускали) разок-другой фланировал под его сводами, ибо не заглянуть в Пассаж, назидал “Ирбитский ярмарочный листок”, — это все равно, что быть в Риме и не видеть папу!

Внутри Пассажа во время Ирбитской ярмарки, 1924 год
Внутри Пассажа во время Ирбитской ярмарки, 1924 год

Из соображений пожароопасности, благоустройства, архитектурной привлекательности Ирбита центральные его кварталы застраивались двух— или трехэтажными кирпичными зданиями. Нижние этажи в ярмарочный сезон использовались под хранение товаров, верхние — под жилые номера. Капитальные лавки допускалось возводить не разрозненно, а корпусами, с обоюдосторонними фасадами. К 1878 г., при содействии чаеторговцев, поднялись еще два вместительных корпуса с галереями вокруг них. Недостатком новостроек, за исключением Пассажа, нескольких магазинов гостиного двора, было отсутствие печей. Так что при малоподвижности у прилавка и шубы на холоде не согревали. При дефиците помещений в местах скопления торгующих сколачивались времянки. 

Торговая площадь. Виден памятник Екатерине II
Торговая площадь. Виден памятник Екатерине II

 Площадь перед Пассажем была местом проведения публичных акций. В частности, здесь происходило торжественное открытие ярмарки. По поверью ход ярмарки связывался с процедурой поднятия Российского флага над Пассажем: флаг запутался — ярмарка затяжная, развернулся сразу — хорошо торговля пойдет, развернулся в сторону Сибири — ярмарка будет благоприятна для сибиряков, в сторону Европы — для купцов из центральной России.

Для ярмарочной толпы капризы февральского ветра играли малую роль. На всех присутствующих влиял особый Дух праздника, сочетающий в себе жажду выгоды, веселья и поиска приключений. Современному человеку можно предложить сравнить Ирбит с Лас-Вегасом. Не верите? Тогда давайте посмотрим на список гостей. Ого! Мамонтовы, Морозовы, Агафуровы, Прохоровы, Расторгуевы... Не только купцы, но и аристократы не брезговали оказаться в номерах ярмарочной столицы. Иностранных гостей тоже хватало. Чопорных европейцев манили меховые аукционы и чайная оптовая торговля. Бухарцев волновал недорогой текстиль. Без покупок не возвращались домой расчётливые китайцы и загадочные индусы.

Сибирские купцы. Томск.
Сибирские купцы. Томск.

За три десятилетия Ирбитская ярмарка совершила гигантский скачок, прочно утвердившись на втором месте после “Макарьевской великанши” — Нижегородской. Всего лишь за месяц Ирбит “переваривал” до 80 процентов общеуральского товарооборота.

Ярмарочная рулетка: кто найдёт, а кто потеряет.

Для завистников и конкурентов было не понятно, почему Ирбит столь привлекателен для россиян и иностранцев. Что только они не делали, чтобы переманить ярмарочный поток: переносили сроки своих торгов на самый канун ирбитского сбора, демпинговали с торговыми площадями, распускали слухи о финансовых затруднениях... Всё зря! Народ катил в Ирбит на возках, телегах и даже шёл пешком. Все знали, что ярмарка не только мошну поможет набить, но и душу развлечь.Умели ирбитчане гостям угодить. Рестораны и трактиры вкусно кормили, проститутки искусно любили, азартные игры лёгким кушем манили.

 Гюстав Кайботт. Карточный азарт.
 Гюстав Кайботт. Карточный азарт.

  Состоятельной “неработи” Ирбитская ярмарка представлялась чем-то вроде заграничных минеральных вод. Набор развлечений здесь не ограничивался выпивкой, катанием на лошадях да карточной игрой. Негоцианты степенные, особенно старообрядцы, коротали досуг в занимаемых квартирах с приятелями. Чай, вино ли с разносолами перемежались картишками “по маленькой”. К полуночи гости обычно разъезжались, чтобы выспаться перед трудовым днем. Разбитные купчишки и золотопромышленники сидели в ресторации, посещали театр (хотя по началу не очень охотно), а затем неслись на тройках в номера под красные фонари.

 Притомившаяся от дневной сутолоки, хлебнувшая горячительного торговая простонародная рать штурмовала цирк, где до упаду смеялась над клоунами и неистово аплодировала трюкачам-эквилибристам. 

Миллионщики от вашгерда (золотопромышленники), увы, предпочитали степенным удовольствиям необузданный разгул и карточную чуму. Ярмарка стала оазисом для азартных игр: фараона, штоса, упрощенной до младенческого разумения “курочки”. Будто на медоносы слетались в Ирбит шулера, распалявшие азарт подвыпивших золотодобытчиков, пушноторговцев, оптовиков-мануфактуристов.

-11

 Карточная эпидемия в сер. ХІХ века поставила под угрозу благополучие тех социальных групп, которые исконно были опорой для самодержавия. Родовыми поместьями гасили “долг чести” в пух и прах проигравшиеся титулованные особы, гвардейские офицеры. Уйма казенных денег “просаживалась” мошенникам выпивохами- чиновниками. Разлагающая общество язва, побудила императора Николая I издать указ, запрещавший азартные игры и предававший суду нарушителей без различия чинов и званий. В столичных салонах и клубах  страстишки мигом поулеглись. Вдали же от них, на ярмарках, безобидные “коммерческие игры” (с твердо установленными правилами) лишь прикрывали запретное. 

Вот типичный пример в воспоминаниях Н. М. Чукмалдина, увлекательно написанных и достоверных, коль скоро автор многие годы варился в гуще ярмарочного торга. В галерее встреченных им на ярмарке людей мелькает некий отставной чиновник из Тюмени — Унжаков. Карточными манипуляциями “спроворил” этот тюменец богато обставленные, гостеприимные хоромы. Впрочем, преступившего бессмертную заповедь " не рой яму другому" ждёт Божья кара. Нарвался-таки Унжаков в Ирбите на шулера-асса, обчистившего "непобедимого маэстро” до нитки. Опозорившегося хватил удар, а унжаковская семья разом потеряла и кров, и довольство, и лукавцев- благожелателей!

По исконной традиции спрыскивать удачную сделку; пить во здравие партнеров и  друзей; разгонять, наконец, хандру - было обычным делом. Посему винная торговля на ярмарке процветала. Зазывно пестрели яркими этикетками бутылки “хереса”, “мадеры”, “клико” и других не менее прославленных вин. Но весь этот арсенал имел  преимущественно отнюдь не заморское происхождение: хитрюги лавочники чудеса вытворяли с кизлярским чихирем! Кое-кого, правда, угощать суррогатами остерегались, личностям именитым, мундирным предлагались вина натуральные, импортные или отечественные: донские, грузинские, крымские.

Дореволюционный плакат иллюстрировал проблему пьянства на Руси
Дореволюционный плакат иллюстрировал проблему пьянства на Руси

В праздники, когда ярмарка совпадала с масленицей, веселье из тесных помещений выливалось на улицы города. Масленичные кавалькады открывали вместительные ладьи на полозьях, во чреве которых играли музыканты, звучали песни, малиново тинькали искрящиеся бокалы с шампанским. А уж шкаликов водки на морозце, с устатку да при встречах-расставаниях опрокидывалось бессчетно. Умеренно облагавшаяся виноторговля была сверхприбыльной, вот и холили-лелеяли ее приверженцы раскола, сами в рот не бравшие “богопротивного” зелья.

Как ни изощрялись беллетристы в описании этакого неудержимого веселья, коренной торговый люд и на ярмарке жил по завету: делу время — потехе час! Спохватывались транжирившие драгоценное времечко гуляки, да было поздно. Главнейшие, крупнокапитАлистые сделки совершались в начале торжища, поскольку надо было и кредит выхлопотать, и возчиков нанять в достатке, чтобы своевременно вывезти груз к месту назначения. Оттого, с макушки ярмарка постепенно безлюдела. Досрочно расторговавшиеся, накупившие ли товаров гости, покидали Ирбит и днем, и ночью. Седоков в кошевки набивалось туго, ибо отоварившие деньги негоцианты экономили на проезде, да и вместе было безопаснее. Гулящие людишки в лесах не дремали.

Худ. Балунин Михаил Абрамович. Возвращение с ярмарки
Худ. Балунин Михаил Абрамович. Возвращение с ярмарки

Год за годом скороход Ирбит все заметнее приближался к увальню Нижнему Новгороду. В 1851 г., к примеру, в волжском “кармане” отложилось товаров на 60 млн рублей, а в Ирбите — на 35,5 млн, то есть многократный разрыв канул в небытие. Приотстали замешкавшиеся Курская, Харьковская и другие, некогда гремевшие ярмарки Великороссии и Малороссии. Кроме того, зауральское торжище выделялось и товарореализацией, так как индекс сбыта в 40—50-е г. неизменно обгонял здесь индекс привоза товаров. Это и неудивительно: по мере удаления границ империи на восток, по мере того, как обрастала меновыми пунктами пограничная линия, роль связующего звена с Сибирью и Средней Азией, возлагавшаяся ранее на Нижегородскую ярмарку, исподволь отходила к Ирбитской. Собственно, эта перехваченная роль и вознесла мельчавший, хиревший городишко на всероссийский коммерческий Олимп!

Ирбитское ускорение базировалось, таким образом, на расширении национального рынка, обусловленном интенсивным развитием экономики, прежде всего на азиатских окраинах России. Енисейско-алтайская золотопромышленность подхлестнула товаризацию сельского хозяйства края, формирование в нем перерабатывающих отраслей: винокурения, мукомолья, различных промыслов. Благодаря вездесущим офеням и прасолам, гильдейское купечество ресурсы первичных торжков переправляло в Ирбит и Нижний Новгород, где и сосредотачивался обмен сибирского сырья на промышленные изделия Европейской России и зарубежья.

Жажда ухватить за хвост удачу - воплощалась в разных формах предприимчивости. некоторые были просто удивительны. Например, в Пассаже в ярмарочные дни всегда присутствовал аквариум с живым 100 килограммовым осетром . Это сейчас подобный акваприлавок - вещь обыденная, а тогда...(!) В Ирбите осетровые не водились. Привозили рыбу перед ярмаркой из ближней Сибири. Это вёрст за 500 с гаком. Январь! 

-14

Из воспоминаний крестьянина деревни Эртигарки Тобольской губернии Александра Бальчугова, записанных краеведом И.Я. Антроповым, можно узнать секрет того, как царь-рыбина оказалась в галереях Пассажа.

На месте, где Тобол впадает в Иртыш после разлива остаются ямы, наполненные водой. Обычно в таких озёрцах рыба затаивается и к осени в природной ловушке мечутся хищные щуки, судаки и иногда осётры. Уже летом  нужную яму примечали и даже подкармливали невольного узника. Осенью рыбину за жабры привязывали верёвкой, а в декабре вытягивали на сани и в Ирбит!              

 "Вытянут и парного в тулуп, в рот мокрую тряпку и на воз. Через несколько дней, чтобы не уснул , взбадривали его водкой - капали на  мокрую тряпицу. Неделю осётр жил!" 

Полная груза подвода приносила возчику 15 рублей доходу, а живой осётр меньше ста не стоил. Потому как диковинка!

Не у всех хватало ума и трудолюбия, чтобы зацепить выгоду от ярмарочных дней. Отчаявшиеся бедолаги иногда совершали безумные поступки. Распространённым делом была практика раздачи детей в услужение по купеческим лавкам. По сути их отдавали в никуда, надеясь, что купец (лучше сказать: мелкий лавочник) не погубит христианскую душу и чему нибудь научит. Патриархальные отношения в мещанской среде часто спасали детей от крайних форм произвола, но только не от тумаков, ругани и полуголодной жизни.

-15

Если с мальчиками в семье было плохо, то несчастные отцы иногда планировали отдать дочек "для утех". Известен случай с крестьянином Белобородовым, когда тот предлагал любителям разврата трёх девчушек 13.15 и 16 лет. Благо, что бдительные хозяева дома, где он был постояльцем, почуяли неладное и донесли в полицию. Всё хорошо, если хорошо кончается...

Вот так и жили мои земляки. Преодолевали кризисы, пожары, конъюнктурные перепады и казалось, что так будет всегда. 

Развалины лучшей гостиницы ярмарочного Ирбита "радуют" современников.
Развалины лучшей гостиницы ярмарочного Ирбита "радуют" современников.

Ярмарочный вихрь над Ирбитом утих в разрухе гражданской войны, а его следы можно увидеть в семейных преданиях, в покосившихся старых домах со следами купеческого форсу и ... в моих следующих рассказах.

При написании использовались материалы краеведов И.Я. Антропова и Я.Л.Герштейна.