Найти тему
study with love

ТЕХНИКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ-"ВЫЖАТЬ" ИЗ КНИГИ МАКСИМУМ

Сегодня поделюсь с вами классной техникой, которую узнала совсем недавно.

🌵 ТЕХНИКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ, "ВЫЖАТЬ" ИЗ КНИГИ МАКСИМУМ 🌵

Техника психолога Бенджамина Блума подходит и для художественной литературы, и для нон-фикшн. Для нее нужно подготовить блокнот для записей, ручку и игральный кубик. Вы можете сделать его из бумаги, а можете использовать из любой настольной игры. 

 После броска нужно сочинить продолжение для выпавшего вопроса или составить задание, ответить на него или выполнить. 

 

Каждый бросок кубика повышает понимание и запоминание текста. Чем чаще вы бросаете кубик, тем больше придумываете вопросов и отвечаете на них, тем больше заданий выполняете. Этой техникой можно «накреативить» сотню идей. Можно найти решение проблемы, которое давно ищите. И, главное, превратить напечатанное слово в действие. 

 

Задания лучше выполнять письменно. Если делать это устно, есть риск сделать все слишком быстро, невнимательно и ничего не запомнить. Другое дело — записать вопросы и ответы, рассуждения и идеи. Так они навсегда останутся с вами, а не пропадут где-то в лабиринтах памяти.

Суть техники. После чтения книги вам нужно бросить кубик, на гранях которого цифры соответствуют вопросам: 

 

Цифра 1 — «Почему…» 

 Эта грань кубика поможет основательно понять все процессы. С чего все началось, и почему действия привели к таким результатам. 

 

🗯 Почему автору было так сложно принять решение? 

🗯 Почему инвесторы уволили Стива Джобса? 

🗯 Почему этот способ считается самым лучшим? 

🗯 Почему бы мне не попробовать это в своем проекте? 

Такие вопросы помогают понять ход мыслей автора и перевести смысл прочитанного на свои проекты.

Цифра 2 — «Объясни…» 

 Вопросы на этой грани немного похожи на первые. Их отличие в том, что здесь нужно уже подключить свой опыт и знания, чтобы проанализировать и объяснить моменты из книги. 

 

🗯 Объясни, в чем ты не разделяешь мнение автора? 

🗯 Объясни своим коллегам/читателям основные мысли из текста. 

🗯 Объясни, чем зацепила тебя именно эта цитата? 

 

Все вопросы, которые начинаются с «объясни» классно выполнять в паре с другом, можно даже устно. Ваша задача — максимально подробно донести до другого человека смысл вопроса. Если он понял — вы отлично справились.

Цифра 3 — «Поделись…» 

 Эти вопросы не для анализа текста. Они для того, чтобы лучше понять себя. Проанализировать свои реакции, чтобы разобраться, что вам нравится, а что вы просто восприняли на эмоциях. 

 

🗯 Поделись, какая идея привела тебя в бешенство? 

🗯 Поделись, какие эмоции ты испытал, когда герой встретился с объектом своего почитания? 

🗯 Поделись, почему ты читал книгу так медленно, что мешало сделать это быстрее? 

 

Любая книга, даже та, что не понравилась, делает нас больше и лучше. А что именно в нас изменилось можно узнать, если задать правильные вопросы.

Цифра 4 — «Придумай…» 

 Эти вопросы активируют ваши творческие мышцы и включают креатив. Смысл в том, чтобы нафантазировать другие варианты развития событий, прочувствовать взаимосвязи. Понять, почему случилось то, что случилось. 

 

🗯 Придумай, что ответил бы ты, если автор задал вопрос тебе. 

🗯 Придумай, что случилось, если бы автор не попал в больницу и ему не приснился этот сон. 

🗯 Придумай, как использовать эти знания в своем проекте. 

 

Эта грань — эффективный инструмент, чтобы понять текст и логику взаимосвязей. 

 

Цифра 5 — «Назови…» 

Здесь мы не будем анализировать, только вспоминать факты, которые запомнили. Это своеобразная тренировка памяти. 

 

Нет смысла запоминать все досконально, но в каждой книге есть основные ключевые моменты, без которых смыл просто теряется. 

 

🗯 Назови, в какое время происходило событие. 

🗯 Назови фамилии тех, на кого равнялся герой. 

🗯 Назови вопросы, которые задавал автор себе каждый день. 

 

Это единственный вопрос, к которому можно приступить во время чтения. Удобно сразу делать пометки на стикерах, выписывать важные названия книг, фамилии или идеи, а когда выпадет номер 5 на кубике вернуться к этим заметкам.

 

Цифра 6 — «Предложи…» 

 Здесь нужно включить свой «генератор идей». Придумать такую альтернативу, которую можно применить сейчас. 

 

Предложи трех людей, к которым ты подойдешь с просьбой, как это сделал автор. 

 

🗯 Предложи, как можно иначе решить проблему? 

🗯 Предложи, где можно найти таких людей, которые станут инвесторами твоего проекта? 

Смысл заданий этой грани в том, чтобы предложить «нечто получше». 

 

Грани кубика закончились, но это не значит, что вы должны останавливаться. Меняйте формулировки вопросов или берите второй кубик и придумайте еще задания для цифр от 7 до 12. 

 

Только одно правило — формулировки должны помочь вам погрузиться в текст, способствовать глубокому анализу и запоминанию. Иначе зачем читать много книг и ничего не применять из них?