Найти в Дзене
Записки артистки балета

Разговор о балете. Москва или Питер.

В балетном мире долгие годы идет спор о том, чья школа лучше и сильнее.: ленинградская (питерская) или московская. При этом упускается из виду, что в основе обеих лежит одна школа классического танца, систематизированная А.Я Вагановой. Безуслвно существуют различия, но они в нюансах. Причем нюансы связаны не только с положением головы, кистей рук в тех или иных позах, но и в исполнении некоторых движений. Я с этим столкнулась, когда в свое время готовилась к балетным конкурсам. Дело в том, что к конкурсам я готовилась с двумя педагогами, с двумя Натальями: Натальей Семеновной Гринберг и Натальей Николаевной Воскресенской. Они обе танцевали в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, но только Наталья Семеновна окончила Вагановскую академию, а Наталья Николаевна Московское училище, где училась у Е.П.Гердт. Елизавета Павловна - выпускница Петербургского театрального училища по классу Михаила Фокина. И вот работая с этими двумя удивительными женщинами, потрясающими

В балетном мире долгие годы идет спор о том, чья школа лучше и сильнее.: ленинградская (питерская) или московская. При этом упускается из виду, что в основе обеих лежит одна школа классического танца, систематизированная А.Я Вагановой.

Безуслвно существуют различия, но они в нюансах.

Фотография с сайта http://balet24.ru
Фотография с сайта http://balet24.ru
-2

Причем нюансы связаны не только с положением головы, кистей рук в тех или иных позах, но и в исполнении некоторых движений. Я с этим столкнулась, когда в свое время готовилась к балетным конкурсам.

Дело в том, что к конкурсам я готовилась с двумя педагогами, с двумя Натальями: Натальей Семеновной Гринберг и Натальей Николаевной Воскресенской. Они обе танцевали в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, но только Наталья Семеновна окончила Вагановскую академию, а Наталья Николаевна Московское училище, где училась у Е.П.Гердт. Елизавета Павловна - выпускница Петербургского театрального училища по классу Михаила Фокина.

И вот работая с этими двумя удивительными женщинами, потрясающими педагогами, я на себе ощутила эту "разность" московской и ленинградской школ.

Выражалось это, например, в приемах исполнения различных вращений. Словами это сложно объяснить, надо показывать...

Скажу лишь, что в случае с исполнением tour (pirouettes) из IV позиции, "московский" прием мне оказался ближе. Соответственно вращение получалось лучше. Собственно таким же приемом делать pirouettes из IV позиции учит своих учеников и М.Л. Лавровский.

Кстати, на уроках Михаил Леонидович, давая в комбинациях положение (позу) ECARTE вперед, всегда добавляет: "руку хотите держите по московски, хотите по-питерски". То есть либо allonge (удлиненная), либо аrrondie (закругленная).

Так что как я уже писала выше - разница в незначительных нюансах.

И я всегда старалась брать от своих педагогов то, что мне помогало исполнять то или иное движение лучше.

Мне почему-то в голову пришло неожиданное сравнение...

При одинаковом академизме московской и питерской школ - московская более свободная, питерская более консервативная. Понимаю, что это не совсем правильное сравнение.

Но думаю, что меня поняли.

Для меня это как Москва купеческая и аристократический Питер. Хотя тоже не совсем то... Наверное.

P.S. По просьбе комментаторов добавила положения рук.

1) Allonge

Фото  сайта pinterest.ru
Фото сайта pinterest.ru

2) Arrondie

Фото с сайта archivehouse.com
Фото с сайта archivehouse.com