Энди Уорхол. Мистер Неформат.

Мистер Неформат- Энди Уорхол, главный месседж творчества которого это - повторяемость и смерть уникального. В этом смысле, его послание сейчас даже более актуально, чем во время его жизни.

Энди Уорхол. Автопртрет.
Энди Уорхол. Автопртрет.

Цифровая реальность стирает грань между копией оригиналом. И тот и другой становятся одним и тем же набором цифр, бесконечное число раз повторенным.

Я могу открыть ноутбук, найти цифровую копию любой картины и написать о ней в этот блог.

О чём я пишу о картине или цифровой картинке изображающей эту картину? И не является ли эта цифровая копия (или, как во времена Уорхола открытка, этикетка или принт) самостоятельным произведением, лишь цитирующим оригинал?

Все эти каверзные вопросы порожденные реальностью всеобщего тиражирования ценностей (фотографии, грампластинки и т.д. тогда и вплоть до нынешнего 3d-принтинга) в итоге сводятся к одному, что есть теперь искусство?

«Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1482» (1984)
«Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1482» (1984)

В конце концов, в мире, где все может быть повторено бесконечное число раз ценность Венеры Ботичелли и банки “Кока-колы” приблизительно одинакова.

Вот она - “голова венеры Боттичелли”. Что это - копия, фотопринт, цитата? Чья эта картина Уорхола или Боттичелли? А картина ли это вообще. Нет? Это - арт-объект? А что это?

И есть ли ценность у оригинала этого произведения, если это лишь подкрашенное фото другой картины, шелкография которую можно легко повторить? Цена есть - ок 300 000. долларов, но есть ли уникальная ценность именно вот этого экземпляра?

Что если оригинал будет уничтожен, например сгорит, будет ли его точная копия менее ценной и почему?

Вопросы, вопросы, вопросы….И величие Уорхолла в том, что он придумал как их поставить таким образом, чтобы мы не могли от них отвертеться и нам всем заново пришлось продумывать, что такое искусство в эпоху тиражирования и мы не могли отвертеться от них.

В этом его уникальность. Всё остальное можно повторить.