Мы, конечно, лучше знаем другого Рубенса - мощного и динамичного. Но он сам всю жизнь коллекционировал пейзажи и, в последние годы жизни, добившись денег и славы, покупает загородный замок Стен, подолгу живет там с семьей и пишет пейзажи.
И, прежде всего, эти две картины, которые Джон Констбел, вообще, считал лучшим из написанного Рубенсом: “Вид на замок Хет Стен ранним утром” (1636) и «Пейзаж с радугой»(1638).
Они являются продолжением друг друга. Если бы можно было взять и соединить два эти вида, получилась бы единая масштабная панорама.
Однако это - не тот вид, который можно увидеть, глядя из окон замка Стен.
Эта огромная панорама создана из представлений художника о том, как должны выглядеть в такой композиции и при таком освещении не конкретные видимые объекты, а лес вообще, река вообще и какие-то условные люди и животные.
Рубенс создает пейзаж подобно тому, как современный дизайнер создает компьютерную графику с изображением неизвестной фантастической планеты. Пейзаж может быть более или менее реалистичным, но это всё равно - не существующий вид, а конструкция созданная художником для своих целей и, чтобы выразить что-то свое.
Таким образом, создавались почти все пейзажи до конца XVIII века.
Здесь, в “Пейзаже с радугой”, всё выстроено так, чтобы большая часть объектов: люди, животные и даже река остались в нижней половине картины, в верхней остались только лес, ведущий наш взгляд к огромной сияющей неземным светом радуге и к городу на холме за ней.
Любой христианин сразу считывал радугу как библейский символ завета Бога с людьми, а город как символ небесного Иерусалима, Царствия Божьего, Рая.
Стареющий художник удовлетворенно смотрит из своего замка, на ожидающий его впереди небесный град и Бог посылает ему знамение своего примирения и прощения - ослепительную золотую радугу.
Но, при этом, но ещё весь здесь и наслаждается картиной мирной жизни в нижней части, тоже благословленной сияющей в небе радугой.