Найти в Дзене

Илья Репин. 3 ошибки 2 шедевра

Илья Ефимович Репин - глыба, почти официально главный русский художник. Именно Репина хотели сбросить с корабля современности хужожники-футуристы, подобно тому как их коллеги поэты призывали поступить с Пушкиным. Но при этом, он не “солнце”, как Пушкин в поэзии, который стал первым великим русским поэтом и во многом не превзойден до сих пор. Он не является самым знаменитым русским художником зарубежом (слава русского авангарда там больше), как Чайковский в музыке, который для многих в других странах и есть русская музыка. Репин - это мерило, по нему у нас меряют всю русскую живопись. Он точка отсчета - как Репи, леве Репина, правее Репина, хуже Репина, лучше Репина и т.д. Такое положение Репина, конечно, не его вина, а его беда, но за ним становится трудно разглядеть какой он, собственно, художник и спокойно оценить слабые и сильные стороны. Задача огромная, многие очень достойные люди уже замахивались на неё и я вообще не претендую на её выполнение, тем более в рамках инстграмма. Я

Илья Ефимович Репин - глыба, почти официально главный русский художник. Именно Репина хотели сбросить с корабля современности хужожники-футуристы, подобно тому как их коллеги поэты призывали поступить с Пушкиным.

Но при этом, он не “солнце”, как Пушкин в поэзии, который стал первым великим русским поэтом и во многом не превзойден до сих пор. Он не является самым знаменитым русским художником зарубежом (слава русского авангарда там больше), как Чайковский в музыке, который для многих в других странах и есть русская музыка.

Илья Репин. Автопортрет. 1887.
Илья Репин. Автопортрет. 1887.

Репин - это мерило, по нему у нас меряют всю русскую живопись. Он точка отсчета - как Репи, леве Репина, правее Репина, хуже Репина, лучше Репина и т.д.

Такое положение Репина, конечно, не его вина, а его беда, но за ним становится трудно разглядеть какой он, собственно, художник и спокойно оценить слабые и сильные стороны. Задача огромная, многие очень достойные люди уже замахивались на неё и я вообще не претендую на её выполнение, тем более в рамках инстграмма.

Я в принципе не планирую объяснять его феномен, но я попробую на паре-тройке примеров показать, почему иногда Репин это - плохо, совсем плохо.

“Нищая.Девочка-рыбачка”.

-2

Это довольно ранний Репин, времени его стажировки во Франции. Чтобы сразу было понятно, девочка - профессионал, жительница города Вёля, которая зарабатывала тем, что позировала художникам. То есть, в поиске натуры Репин пошел проторенным путем, вслед за многими другими.

Это само по себе не грех, но это один из многих случаев, когда он не стремясь найти или придумать, что-то своё следует за другими, что нередко приводило к штампам.

Но главным недостатком картины является её демагогичность. Перед нами не девочка, а довольно стандартный (хотя и прекрасно написанный) образ нищеты. Нам жалко не эту девочку, нам жалко бедных людей вообще.

Да и разве это девочка? Это - риторический образ. Репин специально рисует неестественно большие руки, чтобы подчеркнуть тяжесть ее жизни, характерные жилы и морщины на шее, которые даже в те времена не могли появиться у женщины раньше лет 25 и пустой взгляд познавшей жизнь светской львицы.

При этом, в самой натурщице ничего этого не было, это - конструкт сознательно созданный Репиным. Он сам пишет, рассказывая о работе над этой картиной: “"девчонка позировала безобразно: она вертелась и кривлялась… и было весьма сложно зацепиться за ее образ". Хочется сразу спросить - “Вот эта девочка с глазами дохлой рыбы вертелась и кривлялась?”.

В итоге, перед нами не портрет. а плакат, не хватает только надписи “Нищие дети - это плохо!”

Для сравнения я ставлю тут “Нищих детей” лучшего, может быть, русского художника XIX века Константина Маковского. Перед нами настоящие дети, с детскими, непонимающими ужаса собственного положения глазами и их, практически до слёз жалко. Именно этих живых детей, а не репинскую унылую аллегорию бедности.

“Бурлаки на Волге” (1873)

-3

Эту картину после выставки в Санкт-Петербурге в 1873 году купил младший брат императора, великий князь Владимир Александрович и повесил её у себя в бильярдной комнате.

Великому князю очень нравилось эпатировать своих гостей, указывая на различные детали и объясняя характеры на картине: расстригy попа, солдата,кулачного бойца.

Картина, конечно, очень соответствовала высокому вкусу: на фоне идиллического залитого солнцем итальянского пейзажа, группа фольклорно ярких русских типов, тащит баржу, изящную как средиземноморская барка.

Здесь нет места разбирать в деталях, но каждая из нескольких составляющих этой картины встречается у других художников: и плюс-минус такой пейзаж, и такие корабли и даже бурлаки. Это - мастерски (опять-таки мастерски) сложенный коллаж из распространенных живописных сюжетов.

Собственно репинские тут, конечно сами типы (репин - это всегда типы) бурлаков в живописных романтичных обносках ( в реальности в бурлаки далеко не всегда шли нищие люди, это была хоть и тяжелая, но хорошо оплачиваемая сезонная работа), скорее меланхоличные, чем уставшие и им скорее скучно, чем тяжело. В общем, нет в них ничего такого, что заставило бы великого князя всерьез озаботиться судьбой страдающего народа и помешало ему купить картину.

Сам Репин был очень искренним и честным человеком и честно признавался, что больше интересовала живопись, чем “правда жизни” рупором,которой его объявили после этой картины. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта бурлаков; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я рассеянно слушал рассказ об их отношениях к хозяевам Но меня это нисколько не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!».

У Репина немало таки “коллажей” и ещё один из самых известных - “Садко”, но мы теперь перейдем к пишущим письмо запорожцам.

“Запорожцы” (1891)

-4

Собственно тут и предъявить, казалось бы и нечего. Наоборот можно часами писать как потрясающе устроена композиция этой картины и замечать море самых удивительных деталей. Например, классную собаку, умиленно смотрящую на уснувшего посреди всего этого разгула пьяного казака.

Всё это было бы прекрасно, если бы...не было так искусственно. Это не «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», это сцена из спетакля (ил скорее даже оперы ) “Письмо запорожцев”. Все очень постановочно. Репин настолько увлекся безудержными движениями персонажей, что они перестали быть естественными. Да они даже перестали быть движениями, превратившись в немую сцену наподобие концовки гоголевского “Ревизора”.

Сюда подошли бы слова И.С.Тургенева, который, кстати тоже вспомнил о “Ревизоре”, сказанные им о другой картине Репина - “Славянские композиторы”. Он завал “«холодным винегретом, натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова». Эта картина, конечно, несравненно лучше. но все равно не оставляет ощущение того, что перед нами группа друзей Репина, собравшихся, чтобы у него в студии на фоне недописанного пейзажа с военным лагерем изобразить запорожских казаков.

И тут мы переходим, собственно к выводам. Репин - как очень плохой реалист, хотя его им считают и он сам хочет им быть. В итоге именно реальность в его картинах получается риторичной. очень условной, театральной и полной цитат и из европейской живописи подчас очень среднего уровня.

Эти особенности его живопись удобной для использования в качестве пропаганды любой в России. Именно эти его особенности позволили советской власти превратить Репина, помимо его воли превратить его в основоположника соцреализма. К которому Илья Ефимович, конечно, не имеет особого отношения, но который, все равно, унаследовал многие особенности его творческого метода. Именно метода Репина, а не всего русского реализма 19 века.

И все же...Репин - великий художник и об этом мы поговорим в следующем посте, а в заключение я покажу вам лучшую, на мой взгляд его картину.

“Царевна Софья” (1879)

-5

Романтически настроенные современники как раз критиковали эту вещь, утверждая, что в тот драматический момент, о котором рассказывает картина, царевна, скорее всего, металась бы в тесной келье, как тигрица в клетке, а не стояла в застылой позе и, что Софья менее одухотворена, чем можно было бы показать.

Но мы с вами понимаем , что тут всё в грозном и несколько безумном (бешеном) взгляде и в лице. Но что это за лицо? Известно, что Репин очень долго его искал, пытаясь опереться на портреты Софьи предыдущих эпох, тоже, конечно, он особенно достоверные. Какое же он в итоге нашел решение? Об этом, почему-то мало говорят, но присмотритесь, Софья у Репина это, фактически Петр I только в платье и без усов.

И это логично , они же с Петром - брат и сестра и можно было предположить у них не только внешнее сходство, но и то, что им обоим были присущи приступы неконтролируемого бешенства, отблески которого мы видим в глазах Софьи.

Канон изображения Петра в русской живописи уже был практически определен к тому времени. Уже была написана знаменитая картина “Петр I допрашивает царевича Алексея” Николая Ге (1871) и некоторые другие. И там везде присутствует этот дикий взгляд Петра. который здесь мы видим на лице его сестры.

Этим Репин как бы говорит, что исторический путь России и ее перход в новую эпоху был предопределен и не зависел от того, кто победил бы в борьбе за власть - брат или сестра.

“Не ждали” (1888)

-6

А закончу я картиной, которую я считаю абсолютно лучшей у него. В принципе он мог написать только “Не ждали”. Возможно нет в русской живописи картины, где точнее поставлены фигуры, показаны эмоции и выстроены жесты.

Илья Ефимович мог написать только эту картину и уже быть великим художником. И не было бы тогда никаких моих претензий. Но он написал много еще чего очень разного и был прав, потому что теперь нам есть о чём поговорить.

Еще больше о живописи в блоге @ihaskovitch

Илья Хаськович