Сейчас в России пытаются ввести систему инклюзивного образования.
Для тех, кто не знает, привожу определение из всемогущего Яндекса:
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в образовательных учреждениях.
Идея-то в целом хорошая. Инвалиды тоже должны учиться и устраиваться в жизни, это бесспорно. Только вот нет у нас условий для этого инклюзивного образования.
Случай из жизни
Сейчас я не так часто сталкиваюсь с проблемами инклюзивного обучения, а вот в годы университетской учебы сталкивалась ежедневно.
Училась у нас одна девочка (назовем ее Света), почти слепая. Зрение у нее было то ли минус 15, то ли еще хуже. Различать она могла только свет. Естественно, ни очертаний предметов, ни поз людей, ни текста в учебнике она видеть не могла.
То есть по сути с нами учился человек практически без зрения. Сразу оговорюсь, факультет у нас был социологический, то есть по программе мы много читали, изучали английский язык и проводили различные исследования.
Обуза для нас и препятствие к обучению
Когда мы узнали, что с нами будет учиться такая девочка, мы сначала много ей помогали. Но потом это стало совсем тяжело.
Институт не был приспособлен для таких людей. Не было табличек для слепых и специальных указателей. Не было социальных работников, которые помогали бы Свете передвигаться по корпусу. Ведь с ее зрением она не могла самостоятельно находить нужную аудиторию, ходить в столовую и туалет. Вся забота о ней ложилась на наши плечи.
А мы хоть и старались помогать, но это не всегда получалось. Да и Света была очень уж самоуверенной для слепого человека. Думала, что хорошо ориентируется в университете, из-за чего не раз расшибала себе лоб о колонны в холле или натыкалась на парты.
Но это еще ерунда.
Весь учебный процесс подстраивался под Свету. Ведь мы же должны быть толерантными! Ну и что, что она полчаса думает и не может связать два слова? Ну и что, что она постоянно спит на паре? Ну и что, что она пользуется своим состоянием и ничего не учит? Она же инвалид, и мы должны ее уважать. (При этом ей нас уважать было не обязательно).
А то, что нам, здоровым, трудно с ней учиться, так это ничего страшного, потерпим. А инвалидов надо уважать.
Пять долгих лет в ВУЗе с такой одногруппницей сделали меня ярой противницей инклюзивного образования в нашей стране на данном этапе.
Итог
Еще раз говорю - я не против инклюзивного образования как такового. Это очень хорошая идея.
Она отлично работает в Европе и США. Но в России пока еще нет условий для инклюзивного обучения. И в результате этого страдают здоровые люди.