Англия по праву считается мистической страной. В свое время, благодаря сплаву четырех культур, средневековая Англия оказалась больше других стран населена привидениями, и с годами эти представления только усиливались. Ее туманы и многочисленные замки таят в себе таких паранормальных существ, как призраки.
Согласно исконным представлениями жителей Британских островов, неупокоенными душами становились умершие неестественной смертью, неправильно погребенные или ставшие таковыми по заклятию (например, если колдун "обязал" душу умершего охранять клад). Последние становились в какой-то степени духами-хранителями. Однако, благодаря верованиям, появившимся в Средневековье, призраки также стали обладать самостоятельной жизнью, аналогичной жизни живых. Теперь призраки в замке могли появиться просто потому, что так захотели, без каких-либо дополнительных условий. Живые могут их видеть или пострадать от них, но далеко не всегда могут определить историю их происхождения. В качестве примера можно привести Черную Аннис и Тидди Мана, которые действуют сами по себе, а об их происхождении можно только строить гипотезы.
Стоит отметить, что со временем изменялись не только представления о призраках, но и сами рассказы о призрачных феноменах. По мере усиления в умах людей представлений о чистилище, истории о визитах с того света приобретают нравоучительный характер. Истории о призраках пропитываются гуманистической и протестантской моралью, и имеют развитие только на страницах писателей-мистиков.
К призракам также можно отнести духов, предвещающих различные события (чаще всего смерть). Прежде всего это Банши (в кельтском фольклоре – женщина-призрак, явление или крик (стоны) которой предвещают смерть), а также демонические псы – Чёрный Шак, Скрайкер, Грим и зеленошерстный Ку Ши, или стайная их разновидность в виде своры сверхъестественных собак, преследующих грешников или предвещающих гибель всем, кто их увидит: Неистовый гон, Дьявольские собаки Дэнди или Гончие Гавриила. Их аналогом можно назвать духов, известных как Семь свистунов. В качестве примера массового появления призраков можно назвать также многочисленные призрачные войска, упоминания о которых встречается во всех уголках британских островов.
В литературе приобрел большую популярность такой фольклорный персонаж, как Дуллахан, по сути являющийся мужской разновидностью ирландской банши. Это известный всем всадник без головы. Его внешний вид представляет собой довольно пугающую картину: он мчится на черной лошади, держа под мышкой или в правой руке свою голову с сияющими глазами, а в другой руке – хлыст, представляющий собой человеческий позвоночник. Встреча с ним среди ночи – это, конечно же, предвестие скорой смерти. Предвестником смерти также является и Гайтраш (призрачное существо, способное принимать форму собаки, лошади или козла).
Как и в иных культурах, в фольклоре Британских островов присутствуют свои оборотни, вампиры и полтергейст. Оборотни здесь превращаются не в волков, а в лис. Вампир же представляет собой женщину, не видимую никому, кроме жертвы. Такие существа называются Ланнан-ши и относятся частично к водным духам, т.к. обитают в колодцах. Полтергейст (шумный дух, или барабашка) в британском фольклоре представлен в виде духов, которые называются "суматошники" (poltersprites). Им присущи свойства традиционного полтергейста: они колотят по полу, громыхают на чердаке, кидают камни на крышу, скрипят мебелью и т.п.
Среди прочих мистических существ особенно выделяются Фейри и Пикси. Их воплощения часто встречаются в литературных произведениях жанра фэнтези, причем иногда их относят к одному виду, а иногда к разным. Все они являются озорными природными духами, любящими подшутить над человеком. В некоторых произведениях к этой же разновидности относят Эльфов.
Среди всех Фейри в фольклоре выделяется ирландский представитель - Лепрекон.
В соответствии с ирландским фольклором можно составить краткую характеристику лепрекона, отображающую все его отличительные черты. Существо это внешне напоминает человека небольшого роста и, как правило, преклонного возраста. Персонаж изображается в костюме преимущественно зеленого, а иногда красного цвета. Лепреконы всегда носят шляпы в тон к наряду.
Живут лепреконы в горах Ирландии, однако довольно часто селятся в подвалах винных погребов или баров, они отличаются тем, что любят ирландский домашний самогон. Обусловлено это в первую очередь любовью персонажей к крепким алкогольным напиткам. Кстати, каждый лепрекон всегда носит с собой флягу и курит трубку. Это озорные фэйри, выглядящие как маленькие пожилые человечки, сапожники или башмачники по профессии. В некоторых источниках упоминается информация, что лепреконы изготавливают обувь для других мифических существ.
Главные черты характера этих персонажей – хитрость, коварство, склонность к обманам и одновременная трусость. Лепреконы – хранители древних сокровищ. У каждого существа есть мешочек или кувшин с золотом и драгоценностями, при себе они всегда носят два кошелька с серебряным и золотым рублем. Серебряная монета всегда возвращается к хозяину, а золотая превращается в листик. С помощью этих рублей лепреконы обманывают людей. Существует поверье, что по ночам эти персонажи ходят по жилым домам и откалывают кусочки от золотых монет, тем самым пополняя свой капитал. По поверью, лепрекона можно встретить в лесу или горах. Если поймать хитрое существо, то можно попытаться выведать у него информацию о месте нахождения его кувшина с золотыми монетами.
Помимо хитрости и коварства, у лепреконов есть и хорошие качества. Персонажи обладают веселым нравом, любят шутки и развлечения.
Лепреконы хранят древние сокровища. Основу их богатств заложили викинги, теперь сами лепреконы пробираются по ночам в людские жилища и отщипывают малюсенькие кусочки от монет. Каждый лепрекон или группа лепреконов имеет свой горшочек или кувшинчик с золотом. Чтобы уберечь свои сокровища, существа остерегаются людей, поскольку считают их жадными, скупыми и глупыми.
На самом деле лепреконы очень дружелюбные и милые существа, но если обидеть этих нежных существ, они тут же становятся монстрами. Обидеться они могут, если около дома им не оставили блюдце молока. Также в гнев их приводят поломанный терновник, убитая малиновка, и, конечно же, они сердятся, лишившись сокровища. После таких нарушений они сразу продемонстрируют свой мстительный характер.