Найти тему
Теодорычевы байки

Лабух. 17. Почему нельзя давать свой музыкальный инструмент другим?

Первый рассказ цикла Лабух здесь.

Музыкальные инструменты, вообще говоря, похожи на людей. Каждый из них имеет свою душу и свою судьбу.

Есть заурядные инструменты производства Ленинградской фабрики, которые ни на что не претендуют кроме названия. А есть инструменты, сделанные на заказ. Про такой инструмент обычно известно, какой мастер его сделал, кто на нем играл, какие достоинства и недостатки у этого инструмента.

Валторнист  Арка́дий Фи́мович Шилкло́пер. Известен как один из лучших валторнистов мира. Фото из открытых источников.
Валторнист Арка́дий Фи́мович Шилкло́пер. Известен как один из лучших валторнистов мира. Фото из открытых источников.

Вот, к примеру, флейта. Лучше всего звучит деревянная флейта, но она тяжелая и играть на ней трудно. Бронзовая флейта звучит чуть хуже, но зато она легкая. Серебряная флейта (это сплав меди, серебра, золота и бериллия) звучит чуть лучше деревянной и, в то же время, достаточно легкая. Вот собственно и все.

Вся разница в небольших нюансах, так как звучание флейты практически не зависит от материала, из которого она сделана. Но если цену бронзовой флейты принять за единицу, то цена деревянной в десять раз больше, а цена серебряной в сто раз больше. Цена инструмента увеличивается кратно в зависимости от того, кто сделал эту флейту и еще раз увеличивается в зависимости от того, кто на ней играл.

Расскажу про свою Валторну. Валторну мне помог приобрести мой учитель музыки Ленар, то есть мама дала деньги, а Ленар нашел продавца. Стоила валторна 200 рублей, и была практически новой, но уже имела свою историю. Сделал ее мастер Смирнов по заказу первого валторниста симфонического оркестра радио Рябинина Александра Алексеевича (Аркадий Шилклопер его ученик, см. фото выше). Сделан был инструмент из томпаковой бронзы, а раструб, который навинчивался на инструмент, был сделан из бериллиевой бронзы. Звук у валторны был прозрачный и мягкий.

Для начала нужно было долго играть на инструменте, чтобы он «привык к тебе». Это не мистика, а конкретный факт, который имеет физическое объяснение. При игре на любом духовом музыкальном инструменте, выдыхаемый музыкантом воздух охлаждается, и выделяющаяся влага оседает на стенках инструмента. То есть внутренняя поверхность трубок инструмента заиливается.

Если музыкант играет на своем инструменте регулярно и не дает играть другим, то налипающий ил формирует внутри инструмента тонкую неравномерную пленку, соответствующую распределению среднестатистической стоячей звуковой волны внутри инструмента именно этого музыканта. Собственно этот уникальный профиль и способствует в дальнейшем возникновению звуковой волны. То есть на разыгранном инструменте все легче и легче играть.

Этот процесс занимает примерно шесть месяцев, так что инструмент хорошего музыканта сначала «учит» своего нового хозяина. В отличие от флейты, духовые инструменты с большой протяженностью трубок, очень сильно зависят от материалов, из которых они сделаны. Томпак – один из лучших материалов. Рецепты сплавов мастера держат в секрете, но участие меди цинка и бериллия там обязательно. Дорогие сплавы включают серебро и золото, но таких инструментов я никогда не держал в руках.

Кроме самого инструмента огромное значение для амбушурных инструментов имеет форма мундштука.

Мундштук для валторны.
Мундштук для валторны.

Мундштук собственно и является генератором стоячей звуковой волны, которая образуется в инструменте и которую воспринимает слушатель. Легкость возникновения звука зависит от соответствия формы губ музыканта геометрии мундштука. Так что, когда мне было пятнадцать лет, я совершил однодневный вояж в Ленинград к слепому мастеру Самсонову, который делал мундштуки для трубачей и для валторнистов.

С собой надо было иметь: серебряный полтинник двадцатых годов с мужиком, перековывающим меч, двадцать пять рублей и губы. Все это я привез в Ленинград к старику Самсонову. Он приварил полтинник к болванке мундштука, ощупал мои губы, и в течение 20 минут при мне выточил внутреннюю полость мундштука, похожую на однополостный параболоид.

Есть один фокус, проверки качества мундштука. Нужно подуть в него с обратной стороны, плавно увеличивая напор воздуха. Если мундштук хороший, то он издает приятный свист. Если свиста нет, то это не означает, что мундштук плох, но играть на нем будет труднее. Серебро по ободу мундштука нужно для асептической защиты губ музыканта. Мой мундштук свистел!

На этом инструменте я играл 10 лет. Надо сказать, что мой инструмент был известен среди московских валторнистов, как «Рябининская Валторна».

Когда стало ясно, что я окончил свою музыкальную жизнь, валторну пришлось продать. Был большой соблазн оставить валторну дома, хранить ее и изредка играть, но тогда я убил бы инструмент. Тонкая связь между исполнителем и инструментом нарушается, если музыкант не играет на инструменте каждый день, при этом он портит сам инструмент. Весть о том, что я продаю валторну, вызвала шквал телефонных звонков. Но продал я инструмент не первому попавшемуся, а тому, кто лучше всех сыграл на ней. Моя приятельница валторна имела право на хорошего хозяина.

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

С уважением, Лолейт А.Т.

Читайте предыдущий рассказ " Лабух. 16. Как умирают музыкальные инструменты" здесь.

Читайте следующий рассказ "Лабух. 18. Как я приставал к лауреату конкурса скрипачей" здесь.

Об авторе баек читайте здесь.