500 подписчиков

Для чего коммунизм? Часть вторая

234 прочитали

В первой части я показал, что современные марксисты и коммунисты очень редко говорят о том, чем коммунизм хорош для людей.
Экономия рабочего времени при коммунизме
Экономия рабочего времени при коммунизме

Во все века существования человека действовал незримый закон экономии рабочего времени. В древности вся человеческая жизнь была посвящена добыванию средств для жизни. Скудность и трудность бытия заставляла людей оставаться внутри племени, трудиться и все имущество использовать сообща. Развитие инструментов, приручение животных и распашка полей впервые принесли избыток продукта, но он был настолько мал, что экономия рабочего времени могла осуществляться лишь для появившейся в результате этого небольшой группы эксплуататоров.

И до сих пор история человечества была связана с тем, что оно было раздроблено на тех кто трудится от темна до темна, и тех кто присваивает большую часть результатов труда. С возможностью преодоления этого расслоения и связано построение коммунизма.

Рабочий класс и даже европейский рабочий класс, который теперь живет намного лучше, чем в начале XX века, тоже нуждается в коммунизме. Как бы «замечательно» не жилось, условия существования пролетариата определены его способом получения средств для жизни.

Пролетарий, потому и пролетарий, что даже разъезжая в уютном и, может быть модном, автомобиле, имея большую зарплату и некоторое время для удовольствий, а также страховки и пенсию в старости, он все равно зависит от трудоустройства. Есть работа — живем, нет — жизнь пошла под откос. И никто не может дать стопроцентную гарантию, что сегодняшнее нормальное положение не будет оборвано завтра. Рабочий зависит от капиталиста, в том числе и от его жадности и авантюр, которые сам предсказать не может. Сегодня процветающее предприятие, а завтра — банкрот. Или хозяева решили, что китайские рабочие сделают нечто за меньшие деньги и вывезли производство. Случайности, неуверенность, нервность, ожидание «черного» дня — все это сопровождает рабочего человека изо дня в день в любой капиталистической стране, на любой, даже самой образцовой, фабрике.

Коммунизм даже на своей первой фазе, т. е. при социализме снимает неуверенность в завтрашнем дне. Общество решает не в пользу сиюминутной прибыли, а в пользу спокойного развития и сбережения рабочей силы.

Вторым условием (но не вторым по важности) является обязанность трудиться по графику. Дорога на работу, иногда в полной темноте, дорога с работы, тоже в темноте, и даже при восьмичасовом рабочем дне, даже при сорокачасовой рабочей неделе — эта ежедневная монотонность, необходимость просыпаться и вставать по жесткому графику, соединяясь с коротким выходным всплеском якобы жизни превращается в пожизненный кошмар.

Да. Это необходимое условие современной фабричной организации труда и даже на первой фазе общество будет вынуждено придерживаться упорядоченного графика работ. Но уже давно созрели условия для сокращения рабочего времени. И если сейчас все еще кажется справедливой формула восемь часов для работы, восемь часов для себя, восемь часов для сна — она уже безнадежно устарела. При капитализме лишние часы идут для создание богатства капиталистов, для вооружений, для противостояния государств, для повышения престижа компаний, для создания бессмысленного продукта, например, рекламы или торговых центров. Если эти нерациональные нужды перестанут перенапрягать производство, то уже и теперь рабочий день может быть сокращен до шести часов, а, может быть и больше. И, следовательно, даже на первой фазе коммунизма рабочие получат больше времени для развития, отдыха и наслаждений. При полном же коммунизме фабричный труд станет редким, привилегией, почетной возможностью служить обществу и быть им признанным. И поэтому те недолгие фабричные смены, которые будут отведены каждому члену общества будут проводиться с полной заинтересованностью и отдачей.

Как раз это последнее обозначает, что рабочий класс перестанет быть рабочим классом, отдавая большую часть жизни творчеству и самой жизни, которая полна еще множеством неизвестных человечеству открытий и интересов.

Здесь скрыт коренной экономический и политический интерес пролетариата, который не всегда осознается нашими рабочими при капитализме. Этот интерес прост — перестать быть пролетариатом. Разрешить его можно только одним способом — уничтожить классовые различия всего общества. А в этом и заключается смысл социалистической революции, отмены частной собственности и товарного производства. Там, где завершается эпоха обмена между частными собственниками, там завершается противостояние интересов и начинается рациональная история, в которой люди действительно смогут договариваться между собой и строить великие планы.

Понимая этот интерес пролетариев, мы могли бы понять, чем этот выход выгоден для других трудящихся, для человечества, для земли и природы.

Я продолжу этот разговор в следующем материале. Узнать о нем поможет подписка на канал, а лайки стимулируют автора к работе.