Предлагаем вашему вниманию перевод интервью Майка Резерфорда от лета 2019 года, где он рассказывает немного о своей сольной карьере, о группе Mike + the Mechanics - первого и нынешнего состава, о будущем Genesis и многом другом.
Mike + the Mechanics - Начало
- До Механиков вы выпустили 2 сольных альбома. Что дал Вам этот опыт?
- Что я не певец. А ещё я понял, что мне нравится писать в соавторстве. Когда работаешь с кем-то, что-то да происходит. Когда один, то уже не так весело.
- Вы же реально пели на тех альбома. Ну не сказать, что голоса у вас нет.
- Нет, петь может каждый, уверен в этом. Только начинать надо с юных лет. Чем позже, тем сложнее. Кроме того, я сочинял песни с Филом и Питером. У них очень хорошие голоса.
- Как пришла идея собрать группу?
- Я не думал поначалу о «группе». Я думал, что начну сочинять, поскольку привык уже к соавторству с Филом и Тони. В итоге пришел к лейблу и попросил назвать парочку имен композиторов. Там дали мне список из 10 человек. Первыми были Крис Нил и Б. А. Робертсон. Это было начало. Верю, что если что-то начнешь, то дальнейшее само подскажет, как дальше быть. Я сочинил песни и поехал в Монсеррат, чтобы их записать. Вернулся с 10-12 великолепно звучащими композициями, но без вокала.
И тут мысля: «Бляха-муха, а кто петь-то будет?». Настолько далеко я не заходил. Надо было найти певцов. В каком-то смысле мне повезло с тональностями, но звучание Механиков уже было заложено. На первом альбоме было 4 певца, но только два Пола (Янг и Каррак) взяли вверх. В течение нескольких лет был неплохой успех. Так всё и началось.
- В самом начале вы рассматривали группу именно как выступающую, а не как студийную?
- Честно говоря, сам не знал, что получится. После успеха Genesis, Гэбриэл тоже достиг вершины, причем невероятной. А затем успех Фила Коллинза - ещё больше поражающий воображение. Чтобы кто-то ещё вышел из Genesis и дошёл до такого же уровня успеха – это было уже маловероятно. Я многого не ждал. Популярность первых двух синглов [Silent Running и All I Need is a Miracle] удивила всех, включая меня. Мы никогда особо не гастролировали. Пытаюсь вспомнить, почему. Вскоре после этого Genesis снова были в работе.
- Из-за того, что вас заметила публика, отличалась ли чем-то запись следующего альбома "Living Years"?
- Да. С первым альбомом я понятия не имел, что выйдет и чем занимаюсь. Со вторым уже было веселее. Я уже знал, кто будет петь, кто играть. Процесс стал более комфортным.
- Когда вы работали над The Living Years, ожидали, что получите такой большой хит?
- Не совсем. Оглядываясь назад, вспоминаю, как продюсер Кристофер Нил пожал мне руку со словами, что это одно из лучших произведений, над которыми он когда-либо работал. У меня в голове зазвенел колокольчик, поскольку у него был очень хороший слух. Но что будет настолько большой успех, я не думал.
- Большинство людей либо теряли родителей, либо боятся, что такой день настанет. Так что песня действительно задевает за живое.
- Изначально после релиза, люди подходили ко мне и говорили, что они потеряли связь с родителями или имели с ними проблемы. Сейчас люди говорят, что они близки с ними и песню даже слушают вместе. И это лишнее подтверждение, что это очень важное время.
- Не кажется ли вам, что в каком-то смысле песня стала уж очень популярной?
- Нельзя быть очень популярным. Обычно популярные хиты становятся частью жизни людей, когда им 17 или 25 лет, а эта песня навсегда напоминает им о том периоде времени. Что касается данной песни… В ней этот аспект есть. Плюс, в ней есть эмоциональная привязанность.
- Сингл "Word of Mouth" мог бы стать хитом в Америке, но здесь его почти не заметили, по сравнению с Европой. Почему?
- Я вообще-то не жалуюсь, но у нас проблема была в Америке. Когда мы выходили на сцену с песней "Silent Running" – она тут же зазвучала на рок-станциях. Затем была "The Living Years", которая была легче по звучанию. И для тех же рок-станций она не подходила под формат.
- Вас стали считать балладной группой.
- Как и Foreigner после «I Want to Know What Love Is».
- На мой взгляд, "Beggar on a Beach of Gold" – ваш лучший альбом.
- Мне тоже нравится. Каждый вечер мы с удовольствием играли «Beggar». Это прекрасно сбалансированная запись.
- Но получилось так же, как и с "Word of Mouth". Америка не особо её приняла. Расстроило?
- Я принимаю жизнь такой, какая она есть, в целом-то у меня замечательная работа. Мы неплохо провели время с первыми двумя пластинками. Они попали в цель. После чего мы как-то в Америке затерялись.
- Расскажите о песне Over My Shoulder.
- Её написали мы с Карраком. У меня был барабанный луп, довольно специфичный, а затем я подобрал к нему простой гитарный рифф, вот это бренчание. Сложил вместе. Странная и глупая песня, но что-то в ней есть. Не могу её ни с чем классифицировать.
- У неё была вторая жизнь. Второе дыхание.
- В Америке? Знаю, что в Европе был большой успех.
- Когда захожу в Youtube, вижу много людей, которые играют её на акустике. Она стала своего рода стандартом.
- Не, песня-то забавная. Иногда играю её на сцене, публике нравится, она подпевает. Иногда я думаю: «Песня странная, чуднАя, но чем-то она цепляет».
- Как думаете, в 1999 году музыкальные вкусы настолько изменились, что группе было трудно продолжать завоёвывать массовую аудиторию?
- Думаю, что-то всё же изменилось. Был своего рода наш час, взлёт. В какой-то момент времени всё получалось, причём с самого начала. Я чувствовал, что вот оно - это наше время. Оглядываясь назад, не уверен, что сами альбомы уже были такими же хорошими. "Word of Mouth" - хорошая, но не настолько, как предыдущая. А стоило выйти "Beggar", как вскоре о ней забыли. То, что мы делали, было уже не так оригинально.
- Когда умер Пол Янг, думали ли вы, что группа закончилась?
- Да. Мы сделали потом еще один альбом "Rewired" с Полом Карраком, но он был не очень хорош. Я уже тогда знал, когда мы его делали, что нужно остановиться. Потому что Механики – это комбинация двух певцов – R&B голос и рок-голос. И нужны оба. И мне казалось, что пришло время положить конец этой эпохе.
- Интересно. То есть во время записи Rewired, вы уже понимали, что альбом не получается?
- Не хватило смелости сказать, что «что-то идёт неправильно». Когда я сейчас его слушаю, там есть неплохие эпизоды, но целостности в нём нет.
- После этого Каррак решил, что пришло время заняться сольной карьерой?
- Мы оба пришли к этому. Этот конец был естественным. И его сольная карьера начала набирать обороты. У него до этого не было особо выдающейся карьеры, поэтому он её заслужил. Это было для него хорошее время, так что всё взаимно.
Mike + the Mechanics - Возрождение
- Но прошло много лет. Почему в 2010 году вы решили перезагрузить группу.
- Не думал, на самом деле. Я начал сочинять какие-то фрагменты и мне показалось: «Звучит, как Mike+the Mechanics». Я вернулся к тому, с чего начинал, то есть сочинил и записал несколько песен, а потом поразмышлял и понял, что с ними делать дальше. В каком-то смысле, на этот раз было легче, потому что уже знал, чего хочу. Мне нужен был рок-голос и R&B голос. У меня было ясное видение того, что необходимо, и это прекрасно сочеталось.
- Расскажите о том, как были найдены Том Хоуар и Эндрю Рочфорд.
- С Эндрю я был знаком до этого, знал его голос и звучание. Однажды он пришёл ко мне домой. Он думал просто встретиться поболтать. Но я подумал: «Не занимаюсь болтовнёй». Подключились и начали играть, и в тот же первый день записали часть песни. Сработало прекрасно. На его взгляд, Genesis были слишком заумными. Ему казалось, что мы чувствительны к музыке, музыкальности и аккордам, но я совсем не такой. Я хотел пошуметь и посмотреть, к чему это приведет. Ему понравилось. Мы не думали о фальшивых нотах или о чем-то таком.
Тим появился позже. Он из театрального мира, а по факту - хамелеон. У него чудесный голос. Мы записали первый альбом, который получился неплохим. С тех пор мы стали ещё лучше. По ходу записи ещё и знакомились. Пока альбом собирался, появлялись новые люди. Мы возобновили работу. Что интересно, мы также начали играть небольшие концерты. Я понял, что Механики толком никогда не гастролировали. Все эти прекрасные песни, как "All I Need is a Miracle" или "Silent Running" – их толком не слышали.
Первый концерт, который был сделали, вечер по случаю моего 60-летия в лондонском клубе для друзей. Я всегда запомню, как группа нервничала. Сам клуб прекрасен, старый фанк-клуб на Пикадилли. Впереди за столиками сидели Ринго, Дэвид (Гилмор) и еще куча народу. (Группа) немного нервничали из-за этого, но сам вечер был отличный. Начали с концертов, так и до сих пор выступаем.
- Чувствовал ли тогда скептицизм в среде промоутеров, когда пришли новые вокалисты?
- Наоборот, Live Nation даже излишнюю смелость проявил. У Механиков-то на самом деле не было концертной аудитории. Live Nation думала: «Эти песни звучат постоянно на радио». Первые гастроли были трудными в Английских театрах размером на 3600 мест в Hammersmith Apollo. Они не были полными, многие из них. Для меня это было тяжело. Группа-то была замечательной. Мне нравилось играть. Но потом мы вернулись, перегруппировались, забронировали выступления в небольших театрах и начали над этим работать. Сейчас всё неплохо. Мы в значительной степени продали хорошо этот тур, на группу ходят.
- Было ощущение, что это вообще новая группа. И по ходу надо было искать новую аудиторию.
- Поначалу я думал: «Эй, минуту. В этом возрасте я снова в туре. Серьезно? Я играю в театрах, в которых выступал ещё с Genesis в 1972 году. Мне реально это всё надо?» Так или иначе, всё очень весело.
- На стадионе Уэмбли аудитория похожа на огромную массу людей. В театре же можно по-разному контактировать с людьми.
- В каком-то смысле театр сложнее. На стадионах нет отдельных людей. Там просто толпа. В театрах же ты видишь отдельных людей и можешь видеть, что в аудитории происходит. Но всё проходит очень хорошо.
- Вы отыграли два небольших американских тура. Как их оцените?
- Нормально, мне понравилось. Но проблема в Америке заключается в том, о чем вы сказали ранее. У "Word of Mouth" и "Beggar on a Beach of Gold" у нас не было той же истории радио ротации и хитов, которой мы могли похвастаться в Великобритании и Европе.
- В Штатах основа на трех песнях и это для большинства.
- И это затрудняет гастроли.
- В прошлом году вы играли в круизе Восьмидесятых. Каков был этот опыт?
- Это всё на одну ночь (смеется). На борту я был лишь один вечер. Вот и всё, что мне удалось сделать. В целом, опыт запоминающийся. День Святого Патрика. Будто бы во сне, будто что-то нереальное (смеется)
- Может когда-нибудь группа снова отправиться в тур по США?
- Никогда наверняка не знаешь. У нас планов нет. В прошлом году я довольно много работал над новым альбомом. Полноценный новый альбом – это много работы, а затем обратка от него. Не с точки зрения денег, а с точки зрения реакции. В новом альбоме "Out of the Blue" есть 3 новые песни и перезаписанные старые хиты. Я всегда волнуюсь по поводу всяких перезаписей, но наблюдая за пением Эндрю и Тима все эти годы, вижу, как эти песни изменились. Это уже совсем другие версии, в хорошем смысле. Да, оригиналы не превзойдёшь. Это классика. Некоторые песни стали длиннее по сравнению с прошлыми, какие-то секции в песнях стали длиннее, поэтому появился смысл их записать в студии. Плюс 3 новые песни и 6 акустических версий. Очень мило.
- Уверен, что вы сами играете по-другому, если сравнивать с тем, как играли 30 лет назад.
- Абсолютно. Это оправданно. Кажется, всем нравится.
- Каково это – вернуться в студию и снова исполнять эти песни, но уже с другими исполнителями?
- Приятно. Вокальное сопровождение. Если бы других голосов не было, то и смысла в записи не было. Новые голоса помогают песне развиваться. Песня-то всё та же, но уже с другой текстурой и голосом.
Есть ли будущее у Genesis?
- Вы же видели одно из недавних шоу Фила [Коллинза]?
- Да. Приезжал в прошлом году к нему в Окленд.
- Как оно?
- Отлично! Очень понравилось. Старина Фил вернулся. Мне очень всё понравилось. И его сын отлично сыграл на барабанах.
- Да. Фил вынужден весь концерт сидеть, но толпе на это всё равно.
- Если вы видели его раньше, вы могли бы этому удивиться, но это реально работает. И если кому-то брать на себя партии Фила, то кому... если не его сыну? Он великолепен.
- Я говорил с ним несколько лет назад, и он сказал, что хотел бы сыграть Genesis. Это возможно?
- Я всегда отвечаю: Никогда не говори никогда. Послушайте, если бы вы спросили меня об этом года два-три назад, когда он ушел на песню, я бы ответил: «Нет». Но у нас планов нет. Давайте на этом остановимся. В июне я собираюсь поехать с Филом в тур на 6 концертов. Это касается Механиков. Собираемся повеселиться хорошенько. Но никогда не говори никогда. Факт, что он снова гастролирует, очень интересен.
- Скучаете по исполнению старых песен? Например "Watcher of the Skies" и "The Musical Box", которые не играли почти 40 лет?
- Да. Интересно, что раньше я занимался Genesis и Механиками одновременно. Последние 8 лет занимаюсь только Механиками. Я скорее скучаю по этому чередованию, песням группы.
- Как относитесь к шоу Стива Хакетта, где он выходит и исполняет песни Genesis?
- Это то, чем он хочет заниматься. Со мной такое не сработает, если вы понимаете, о чем я. Он был в Genesis, но захотел сольную карьеру. А сейчас играет песни Genesis. Это его выбор. Уверен, он хорош. Но как по мне… я бы не стал. В 2-часовом сете мы играем 3 песни Genesis. Мне кажется, этого достаточно. И это прекрасно.
- Думаю о такой группе, как сегодняшний Yes. Стив Хау и другие люди, но при этом они привлекают большие толпы, и поддерживают музыку живой. Никогда не было мыслей о том, что вы с Тони и, возможно, с другими музыкантами сделать подобное шоу? Не обязательно называть это Genesis.
- Вряд ли я пойду на это. Серьёзно.
- Почему?
- Не хочу. Занимаясь этим всем с Филом, Питером и Тони, я не хотел бы тем же заниматься с кем-то другим.
- Как вы думаете, хардкорные фанаты должны отпустить мечту о воссоединении с Питером Гэбриэлом?
- Понимаете, в чем проблема. Они всегда об этом говорят, но я не знаю, как мы могли бы это реализовать. Если вы понимаете, о чем я. Если бы Фил играл на барабанах, это была бы другая история, но, увы. Людям нравится сама идея, но они её глубже не продумывают. Никогда не знаешь, но тут всё сложнее. Я думаю.
О будущем и о себе
- Какие планы на будущее? Хотите записать еще один альбом Механиков?
- Прошлый год получился напряженным для меня. Когда едешь в тур, а потом его заканчиваешь, это как… БАХ! Ты свободен! Твой дух воспаряет. Никаких забот. Работа над альбомом, пока она не закончена, утомляет очень. Так было в прошлом году. Этот год был очень насыщенным. После июня будет немного свободного времени.
- Чем заполняете свое свободное время?
- Обычная повседневная жизнь. Семья, друзья, внуки, немного езды на велосипеде и немного гольфа. Я заставляю себя усердно работать.
- В поло до сих пор играете?
- Нет. Это в прошлом. Очень много всего сломал себе уже. Этот спорт для молодых. Что касается работы, то я действительно много работаю. Сегодня вечером выступаем в Солсбери и потом едем на BBC в Лондон, затем играем четыре акустические песни на Радио 2. На следующий день летим в Дрезден, в Германию. Мне нравится этим заниматься. Но я слишком сильно выкладываюсь. Думаю, надо немного расслабиться.
- Я видел расписание ваших гастролей. Это расписание молодых людей в новой группе.
- (смеется) В точку! Есть немного. В Genesis было очень комфортно путешествовать. Были частные самолеты. У Механиков частных самолетов нет. Всё сложнее.
- Спите в гастрольном автобусе?
- Нет, я не езжу на них. Там персонал. А мы едем на 8-местном большом фургоне с телевизорам. Поэтому всё нормально.
- Я видел ваше шоу на Таймс-Сквер несколько лет назад. Мне бы очень хотелось, чтобы вы вернулись в Америку.
- Никогда не знаешь наверняка. Дело в том, что Механики – это группа. Когда всё заканчивается, барабанщик Гэри Уоллис возвращается к Тому Джонсу – он его музыкальный руководитель. Тим возвращается к исполнению главной роли в «Призраке оперы». У Эндрю есть своё творчество. Все чем-то занимаются. И мне это нравится.