Для Хуана Вильярино путешествия автостопом — больше, чем просто имитация бедности, как в шутку любят говорить о европейцах, странствующих по миру. Для него это погоня за миром, в котором он хочет жить.
Наполовину Дон Кихот, наполовину Че Гевара, Вильярино утверждает, что его странствия — протест не только против скуки, но и против всего поверхностного уклада жизни в современном мире. «Работа в офисе намного опаснее, чем езда автостопом», — писал он в одном из своих манифестов.
За всю жизнь мирный бунтарь родом из Аргентины проехал более 160 тысяч километров — достаточно, чтобы 4 раза обогнуть земной шар — и поймал 2350 попуток в 90 странах мира. Возможностью путешествовать, опираясь исключительно на доброту незнакомцев, Хуан доказывает, что можно жить в мире и доверять людям, а не опасаться их и что культуры народов не разграничиваются линиями на карте и пограничными постами в аэропортах.
Впервые Хуан Вильярино поддался зову дороги, когда ему было 23 года. Тогда, в 2001 году, в его родной Аргентине случился экономический кризис: инфляция обесценила заработки целых семей, приятели Хуана вышли на улицы протестовать, а родители вынуждены были искать более дешевое жилье, где не нашлось лишней комнаты для сына.
Тогда Хуан решил оставить учебу — он учился на психолога в национальном университете Мар-дель-Плата.
«Я своими глазами видел, как люди могут всю жизнь работать на карьеру, на дом — и как все это может исчезнуть за один день».
Хуан Вильярино
В свою бытность рабочим в Белфасте Хуан участвовал в протестах против войны в Ираке вместе с приятелями-социалистами, но вскоре осознал для себя, что толку от таких акций мало. Нужно было придумать что-то убедительное, найти способ по-настоящему заинтересовать людей.
Опыт путешествия по Среднему Востоку лег в основу его первой книги «Автостопом по Оси зла» (Ось зла — термин для обозначения стран, спонсирующих, по мнению США, терроризм. — Прим. ред.). В ней Хуан пишет, что ездит по миру с целью показать человеческую доброту, ведь «в наше время демонстрация хороших людских качеств уже и есть политическое высказывание».
«Путешествие автостопом — это процесс примирения между имущими и неимущими. Я намеренно ставлю себя в положение бессилия, чтобы посмотреть, что из этого выйдет — как себя поведет человек».
Хуан Вильярино
«Конечно, я понимаю, что убийцы и мерзавцы есть везде — они питаются той ложью и невежеством, что скармливают им политики и лидеры вооруженных групп. Но и в разорванном войной Афганистане живут люди, которые без задней мысли помогут вам, дадут крышу над головой и разделят с вами вашу мечту. Ведь не вы одни жаждете мира».
Несмотря на идеалистическую миссию их скитаний, Хуан и Лаура — реалисты, и порой им приходится вести себя очень смышлено, даже хитро, чтобы выжить в кочевничестве.
«Ты ловишь попутчика не вытянутой рукой и пальцем кверху. Ты ловишь его улыбкой. У водителя есть всего три секунды на то, чтобы принять решение. И на это решение влияют бессознательные вещи вроде эмоций, языка жестов и других слабо уловимых сигналов».
Хуан Вильярино
Автостоп, по словам Хуана, — это прежде всего форма диалога и правильно выстроенная коммуникация, а не испытание на силу и выносливость.
Никогда нельзя пытаться ловить попутку сидя — так ты скрываешь от водителя свой физический образ, утаиваешь информацию — а значит, вызываешь недоверие. Выглядеть нужно как можно более нейтрально — Хуан специально одевается как стереотипный «безобидный» путешественник: удобные ботинки, большой рюкзак, а главное — никаких солнцезащитных очков и головных уборов, ведь важно казаться максимально открытым.
«Остановишь ты машину или нет — это целиком и полностью на тебе. Единственное оружие, которое я при себе ношу, — это идиотская улыбка».