В ноябре 1998 года американский энтузиаст-кладоискатель Пол Тайдуэлл приступил к подъему сокровищ с затонувшей во время войны японской подводной лодки I-52. Надо сказать, что инвесторам Тайдуэлла пришлось здорово потратиться, т.к. лодка лежит на 5 тыс. метрах под водой. Для манипуляций на такой глубине пришлось нанимать российское судно «Академик Мстислав Келдыш» с его «Мирами». По архивным документам, на борту лодки, помимо прочего груза, находилось больше двух тонн золота в слитках. Вот их-то и надеялся поднять предприимчивый американец. Заплыть внутрь лодки «Миры», конечно, не могли - I-52 все-таки не «Титаник», но Тайдуэлл полагал, что груз высыпался из разрушенного корпуса и лежит на дне рядышком. Начало было обнадеживающим: рядом с лодкой были обнаружены контейнеры и слитки какого-то металла. Но американца и тех, кто вложил в него деньги, ждало разочарование – в контейнерах оказался опиум, а поднятые со дна слитки сплошь были оловом. Миллионы долларов оказались потрачены впустую. Решив, что золото осталось внутри лодки, Тайдуэлл поиски прекратил.
А было ли вообще на лодке золото? Было. А есть ли оно там сейчас? Очень сильно сомневаюсь. Впрочем, давайте вместе разбираться.
I-52 относилась к серии С-3. Эти лодки проектировались не как боевые, а как транспортные. Предназначались специально для сообщения Японии со своим западным союзником – нацистской Германией, поскольку любое иное транспортное судно до порта назначения не доберется. Утопят. А обмениваться грузами и технологиями было необходимо. Технические характеристики I-52 и по сей день выглядят внушительно: длина – 109 м, ширина – 9 м, подводное водоизмещение - 3,6 тыс. тонн. Скорость – 18 узлов, дальность плавания – 22 тыс. км. Лодка могла брать на борт свыше 300 тонн груза. Вооружение тоже имелось: шесть торпедных аппаратов, 140-мм орудие, зенитные автоматы. Экипаж – 94 человека. Командовал субмариной Каме Уно.
В японском Куре на лодку было погружено в оцинкованных контейнерах 146 слитков золота по 14 кг для оплаты технической документации, оборудования и образцов немецкого вооружения. Также на борт поднялись 14 инженеров для приемки вышеназванного. 10 марта 1944 года подлодка вышла из Куре и направилась в Сингапур, где приняла груз олова, молибдена, вольфрама, каучука, опиума, кофеина и пр. Всего 300 с лишним тонн. 23 апреля вышла из Сингапура курсом через Индийский океан в Атлантику. Конечной точкой маршрута был французский порт Лорьян.
Операция была сверхсекретной, но переговоры о ней сторонам пришлось вести по радиоканалам. А американцы еще перед войной взломали код японского МИДа. Также, по официальным данным, в 1942 перед сражением у Мидуэя им удалось взломать японский военно-морской код (по неофициальным данным – значительно раньше). Поэтому обо всех передвижениях японской субмарины они узнавали из первых рук. 15 мая лодка отправила радиограмму, что обогнула мыс Доброй Надежды и вошла в Атлантику. В Штатах это тоже услышали.
6 июня японский военно-морской атташе в Берлине отправляет лодке сообщение о высадке союзных войск в Нормандии, рекомендует в связи с этим идти не в Лорьян, а в Норвегию. Также сообщает, что ей навстречу вышла немецкая подводная лодка U-530, указал координаты встречи и число – 23 июня. И снова информация стала достоянием американцев, которые направили к точке рандеву эскортный авианосец «Bogue» и эсминцы.
Встреча лодок состоялась в 21.15 23 июня 1944 года в 850 км от островов Зеленого мыса. А зачем им вообще было встречаться? По официальной версии, для установки на «японку» немецкого радара ПВО. Также с немецкой лодки должны были перейти на японскую два оператора радара и офицер связи. В 23.39 лодки расходятся. U-530 сразу же "ныряет", а I-52 уходит в надводном положении. Тут ее засек радар «Эвенджера» с авианосца «Bogue». Лодка быстро погрузилась, но самолет «достал» ее самонаводящейся акустической торпедой. От первого попадания лодка не затонула, а лишь получила повреждения. Другой самолет сбросил в воду сонары, которые вскоре обнаружили I-52. Второго попадания торпеды лодка не пережила. В 2.30 сонары зафиксировали ее гибель.
Предполагается, что весь груз, в том числе и золото, ушел на дно вместе с ней. С чего бы? Что это экипажи двух субмарин делали в течение 2 часов 24 минут? Радар друг другу передавали? Между тем, существует рапорт командира U-530 Курта Ланге, написанный по возвращении из похода, где он указывает, что груз с I-52 был перенесен на его лодку. Какой груз? Неужели вольфрам с молибденом? Все 300 тонн? Да нет же, речь идет, конечно, о золоте. Как раз двух с половиной часов хватит, чтоб перетащить 49 контейнеров с одной лодки на другую. А дальше U-530, благополучно избежав встречи с «Эвенджерами», пошла к острову Тринидад, к берегам Южной Америки. Там она никого даже не пыталась потопить. Очевидно, что у лодки была другая задача.
Основным поставщиком олова, каучука, вольфрама и пр. для Третьего Рейха являлась вовсе не Япония, а страны Латинской Америки, которые поставляли сырье в порты Испании и Португалии. Уже оттуда оно переправлялось в Германию. Но бесплатно никто никому ничего не даст. Золото с I-52 было перегружено на U-530 и ушло на оплату поставщикам. Зачем его тащить в Германию, а потом мучиться с вывозом?
Возможна и другая версия. Чины из высшего руководства Рейха уже хорошо понимали, чем дело кончится. И готовили себе «золотую подушку» для бегства за океан. В любом случае, никакого золота на затонувшей I-52 нет и в помине. Оно спокойно хранится в каких-нибудь латиноамериканских банках или, что еще вернее, в хранилищах ФРС США.
Фото из открытых источников