81 подписчик

Роман Горького «Мать» против большевистских мифов

1,1K прочитали

Все, окончившие школу во времена Советского Союза, хорошо помнят роман Горького «Мать», изучению которого уделялось немало времени в 10 классе. Названный «буревестником революции», писатель пользовался полным доверием Советской власти, а его произведения были призваны воспитать в молодых гражданах нового государства правильное мировоззрение. История простого рабочего Павла Власова и его матери Ниловны должна была показать, как зарождалось и развивалось в России революционное движение. Так мы, подростки, ее и воспринимали.

Но с возрастом человек становится более самостоятельным в своих суждениях, и когда я решила перечитать этот известный роман, я с удивлением обнаружила, что он идет в разрез с теми представлениями о жизни рабочих в Российской империи, которые возникли у меня в школе.

Горький, свидетель всех тех событий, которые описывает в своем романе, вдруг выступил разоблачителем большевистских мифов.

Миф первый: русские рабочие жили в страшной нищете

Образ Павла Власова, героя романа, в советском литературоведении трактовался как образ типичного среднего рабочего. Давайте посмотрим, как же жил Павел Власов.

Он работает на заводе простым рабочим и имеет возможность содержать свою мать и снимать небольшой домик. Вот описание его домика: «Дом их стоял на краю слободы, у невысокого, но крутого спуска к болоту. Треть дома занимала кухня и отгороженная от нее тонкой переборкой маленькая комнатка, в которой спала мать. Остальные две трети — квадратная комната с двумя окнами; в одном углу ее — кровать Павла, в переднем — стол и две лавки. Несколько стульев, комод для белья, на нем маленькое зеркало, сундук с платьем, часы на стене и две иконы в углу — вот и всё»

Действительно, скромно. Но когда я вспоминаю кадры советских фильмов о жизни рабочих уже во времена СССР, я не вижу большой разницы. Более того, у меня возникает вопрос: многие ли из молодых советских рабочих имели возможность снимать дом и содержать свою мать?

Уже в 70-е годы 20 века, спустя более пятидесяти лет после Октябрьского переворота, моя подруга привезла меня в гости к своим родителя в маленький городок. Как я помню, их дом не сильно отличался от дома Павла Власова.

Квартира рабочего Аллилуева, в которой бывали Ленин и Сталин. Сейчас музей в Петербурге
Квартира рабочего Аллилуева, в которой бывали Ленин и Сталин. Сейчас музей в Петербурге

Вот Павел Власов поступает на завод и получает первую зарплату. Что же он мог купит на нее?

«Павел сделал всё, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет». Хм, тоже не похоже на нищету, и, главное, он вовсе не является исключением.

Далее Павел начинает ощущать неудовлетворенность своей жизнью – пьянками и гулянками под гармошку. Ему хочется другого. «Чего же?» - интересуется его мать. «…лучше удить рыбу буду. Или — куплю себе ружье», - отвечает Павел. Значит, в беспросветной жизни рабочего было время удить рыбу, он не работал с утра до ночи? И у него были деньги еще и купить ружье?

Миф второй: рабочие были поголовно неграмотны

Но Павел не стал удить рыбу и не купил ружье. «Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал. Иногда он выписывал из книжек что-то на отдельную бумажку и тоже прятал ее... Утром он молча пил чай и уходил на работу, в полдень являлся обедать, за столом перекидывались незначительными словами, и снова он исчезал вплоть до вечера. А вечером тщательно умывался, ужинал и после долго читал свои книги».

Для того, чтобы долго читать серьезные книги и даже делать из них выписки, нужно не просто уметь читать по складам и нацарапать свое имя, для этого нужен навык интеллектуального труда, который приобретается в школе. И Павел явно его приобрел. Он приобрел и другие интеллектуальные интересы: «По праздникам уходил с утра, возвращался поздно ночью. Она знала, что он ходит в город, бывает там в театре.… В поведении его явилось много мелочей, обращавших на себя ее внимание: он бросил щегольство, стал больше заботиться о чистоте тела и платья». Хм, щегольство, чистота тела и платья…. А как же грязные лохмотья, немытые волосы? Ведь для того, чтобы содержать себя в чистоте, нужны средства – смена белья и платья, мыло и т.д.

Миф третий: рабочим была недоступна медицинская помощь

Ясность в этот вопрос вносит отец Павла, Михаил, не самый приятный человек, который умер еще до того, как Павел стал работать на заводе. Михаил заболел, и к нему - ДОМОЙ! - пришел врач. «Доктор велел поставить Михаилу припарки, но сказал, что необходима операция и больного нужно сегодня же везти в больницу.— Пошел к чёрту, — я сам умру!.. Сволочь! — прохрипел Михаил. А когда доктор ушел и жена со слезами стала уговаривать его согласиться на операцию, он сжал кулак и, погрозив ей, заявил:— Выздоровлю — тебе хуже будет!»

Больного хотят везти в больницу, более того, ему предлагают делать операцию – и никаких слов о деньгах! Или, если все-таки нужно было платить, у семьи есть деньги для этого. Но я читала, что при многих фабриках владельцы организовывали бесплатные больницы.

Ленин и Горький на Капри
Ленин и Горький на Капри

Вот какие мысли возникли у меня при внимательном чтении романа Горького «Мать». И пусть не дерзнет кто-нибудь обвинить великого пролетарского писателя в либерализме или, тем более, монархизме. Ведь его защитником выступает В. Ленин: «Очень своевременная книга!» И ни одного слова, что Горький исказил в своем произведении жизнь русского рабочего.