161 подписчик

«Ну, погоди!» 52 года назад родился самый любимый мультик трех поколений

320 прочитали


В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.

«В этом что-то есть…»

День рождения мультсериала-долгожителя – 3 марта 1968 года. Именно с этой датой связывали начало работы над «мультфильмом века» его авторы. Идея «истории преследования» незадачливым Волком изворотливого Зайца принадлежит трем московским юмористам: Феликсу Камову, Александру Курляндскому и Аркадию Хайту. Талантливые молодые люди успешно сочиняли смешные сюжеты для эстрадных номеров и популярных в ту пору московских капустников, когда общий знакомый, автор Чебурашки Эдуард Успенский привёл их на киностудию «Союзмультфильм».

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-2

Начинали с мультипликационного журнала «Весёлая карусель»: именно там появились первые трёхминутные выпуски о Зайце и Волке. На месте полюбившихся героев могли, между прочим, быть Пёс и Кот, Медведь и Лиса или Лиса и Петух.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-3
 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-4

И снимал эти первые выпуски не Эдуард Успенский и не подключившийся вскоре бессменный режиссер «Ну, погоди!» Вячеслав Котёночкин (троица авторов на тот момент с ним еще не была знакома). «Пилотный проект» осуществил режиссёр-мультипликатор Геннадий Сокольский.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-5

Увиденное авторам понравилось, и они предложили погоню Волка за Зайцем продолжить. Снять в том же духе решили еще три 10-минутные серии. С них и начался основной сериал, режиссером которого стал Вячеслав Котёночкин. «В этом что-то есть…», - многозначительно изрёк мастер, когда познакомился с идеей мультфильма. А его коллеги отнеслись к «примитивной» сюжетной линии со скепсисом. Но этому «примитиву» суждено было побить рекорды популярности, завладев сердцами детей и взрослых на все времена.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-6

С кого списали Волка

Попытки отыскать «оригинал» самого узнаваемого мультипликационного персонажа в Голливуде отвергнем сразу. Никто у американцев этот колоритный образ не заимствовал.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-7

Наш Волк – самобытен и уникален, хотя и наделен чертами «подсмотренной» в жизни личности. Специально прообраз Волка создатели «Ну, погоди!» не искали. Он нашелся сам, не подозревая, что станет «моделью» для творческой фантазии режиссера и художника.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-8

Задача заключалась в том, чтобы наделить «плохого» героя одновременно отвратительными и притягательными чертами. Если Волк будет шаблонно «злым и серым», то интереса у зрителей, как всё безликое, не вызовет. Герой Котёночкина – яркая личность с набором характеристик «отрицательного обаяния». Чтобы «Плохиш» вызывал симпатию, его портрет должен быть ироничным. Волк в «Ну, погоди!» - не опасный, а смешной. Его недобрые намерения вызывают не столько осуждение, сколько снисхождение, ведь в конечном итоге жалеть приходится не избегающую неприятностей жертву, а страдающего от собственных проделок охотника.
«Хулиганским шармом» Волка наделила креативная наблюдательность постановщиков. Художественный взгляд Вячеслава Котёночкина как-то зацепился за комичного стилягу: одетый по моде хиппи длинноволосый парень с сигаретой в зубах и выпиравшим над ремнем джинсов-клеш пивным животом выглядел настолько несуразно, что просто просился на карикатуру о неправильном образе жизни.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-9

Режиссер поделился своим наблюдением с художником-постановщиком Светозаром Русаковым. А у того было и собственное представление о подобном персонаже. В 1941 году Светозар Кузьмич встретил прототипа будущего Волка во время эвакуации в Новосибирске. На сибирском морозе Русаков дожидался своей очереди в кинотеатр, а какой-то наглый тип бесцеремонно растолкал толпу и влез по головам. «Сорри, джентльмен, вы куда?», - одернул разбитного ловкача художник. «Как ты меня обозвал?», - с угрозой переспросил задира, готовый кинуться в драку. Засевший в памяти образ хулигана и послужил «сырьём» для интерпретации в работе над Волком.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-10

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-11

Голос имеет значение

Параллельно с разработкой внешности персонажей шел поиск артистов на их озвучивание. Играть Волка сперва собирались поручить Владимиру Высоцкому. Он идеей озвучивания загорелся, но худсовет заартачился – одиозная, дескать, кандидатура… От Высоцкого в «Ну, погоди!» остался лишь «художественный свист»: именно он насвистывал собственную песню «О друге» из кинофильма «Вертикаль» при подъеме Волка по веревке на балкон к Зайцу.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-12

Остальные эпизоды от лица Волка озвучивал Анатолий Папанов. Актер так сросся со своим хрипящим и рявкающим героем, что получил шуточное прозвище «Заслуженный Волк СССР». Анатолий Дмитриевич на ироничных коллег не обижался, подтверждая при случае, что считает «Ну, погоди!» своей лучшей работой. Ради нее он даже иногда пренебрегал сценой Театра сатиры, где был обязан играть спектакли по трудовой книжке, за что неоднократно получал режиссерские выволочки от Валентина Плучека. Папанов играл Волка до конца жизни и даже… после своей смерти: в 1987 году артиста не стало, и очередные 17-я и 18-я серии были озвучены  монтажом остававшихся в архиве звуковой студии записей голоса артиста.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-13

А Заяц в мультфильме говорит голосом Клары Румяновой – знаменитой актрисы дубляжа, озвучившей за 30 лет работы в советской мультипликации больше трех сотен любимых мультперсонажей, среди которых – Малыш в мультфильме о Карлсоне и Чебурашка в истории о крокодиле Гене. Не видел альтернативы Кларе Михайловне и режиссер «Ну, погоди!»: Вячеслав Котёночкин сразу объявил на «Союзмультфильме», что больше никого на роль Зайца пробовать не собирается.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-14

Остальных персонажей озвучивали Геннадий Хазанов (9-й выпуск, эпизод в телецентре) и Владимир Сошальский (15-й выпуск, Бегемот).

Воспитание и политика

Не всем чиновникам «Союзмультфильма» нравилось «воспитание подрастающего поколения на аморальном примере». Такой «асоциальный» тип, как Волк, в каждой серии мог вызывать вопрос: «Чему детей учите?». Он и курит, и дерется, и плюется, и шкодничает, и подличает. Авторам приходилось объяснять взрослым дядям то, что было понятно ребенку: добро в мультфильме побеждает зло, «плохой парень» остается в дураках, а мораль в том, что дурные поступки – наказуемы. Цензоров убедил тот факт, что хулиган Волк поддается перевоспитанию. А коли так, пускай уже куролесит: семь бед – один ответ.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-15

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-16

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-17

В итоге яркий и неоднозначный герой детского мультика стал любимым персонажем даже у членов Политбюро. Правда, они тоже иной раз пытались проявить бдительность. Например, после просмотра серии, где Волк в музее прячется в гроб Рамзеса II, ответственный чиновник обеспокоился, не испортит ли аполитичный мультфильм международные отношения между СССР и Египтом.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-18

А в другой раз политика дала о себе знать в истории забвения одного из «отцов» «Ну, погоди!» Феликса Камова. В 70-х годах создатель первых семи серий мультфильма решил эмигрировать в Израиль. Известного литератора и кинематографиста тут же освободили с работы и вычеркнули из титров, хотя за границу выпускать не спешили. Чтобы выехать из Союза, Камову пришлось написать с десяток заявлений и трижды объявлять голодовку. Но зрители этих подробностей не знали: пропало имя автора из мультфильма – и всё.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-19

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-20

«Убогое дурновкусие»

Мало кто знает, что были еще и телевизионные выпуски «Ну, погоди!» в творческом объединении «Экран». Три серии мультфильма в 1980-81 годах снял режиссер Юрий Бутырин. Волка в них озвучивал артист дубляжа Владимир Ферапонтов (он же пел песню крокодила Гены в мультфильмах «Чебурашка» и «Шапокляк»), сценарий писал Александр Курляндский, музыку – Виктор Купревич, Евгений Крылатов и Алексей Рыбников. Но звездные имена в титрах не спасли телеверсию мультфильма от разгромной критики не участвовавшего в творческом процессе Вячеслава Котёночкина: он назвал телевыпуски «Ну, погоди!» «убогим дурновкусием».

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-21

К сожалению, первый состав съёмочной группы покинул нас почти весь. Ушли из жизни Анатолий Папанов и Клара Румянова, Аркадий Хайт и Вячеслав Котёночкин. Но прав был режиссер, предрёкший однажды, что «Ну, погоди!» не закончится, пока Волк будет гоняться за Зайцем. «Они обязательно еще вылезут на экран!», - сказал о любимых героях Вячеслав Котёночкин.

 В это трудно поверить, но Волк гоняется за Зайцем уже более полувека, и конца этой истории не хочет никто. О феномене и его авторах – в рассказе о лидере рейтинга отечественной мультипликации.-22

Так и вышло. За двадцать с лишним лет работы задумывавшийся в трех сериях мультфильм разросся до 18 выпусков с 300 тысячами рисунков, а после смерти режиссера его дело продолжил сын. Съемки 19-й и 20-й серий на студиях «Кристмас Филмз» и «Пятёрочка» осуществили художник-постановщик Алексей Котёночкин и режиссер Владимир Тарасов. Новое поколение занято и в озвучивании последних выпусков: Заяц в двух сериях говорит голосом молодой актрисы Ольги Зверевой, Волк – пародиста Игоря Христенко. Имитировать голоса известных предшественников от артистов не требовалось, они просто должны были отображать характеры озвучиваемых персонажей.

Культурная ценность

По опросу фонда «Общественное мнение» (2014 год) на первом месте по популярности среди мультфильмов всех времен и народов оказался «Ну, погоди!». Своим любимым мультфильмом его назвал каждый пятый респондент – за этот мультфильм отдали голоса 20% опрошенных, в то время как ближайшие соперники набрали лишь 7% и 5% голосов.

Волк делал селфи, когда это еще не было мейнстримом! ;)
Волк делал селфи, когда это еще не было мейнстримом! ;)

За что мы любим этот мультсериал, каждый ответит по-своему. Но всех, кто выбрал «Ну, погоди!» фаворитом, наверняка объединит ностальгия по светлому прошлому. В этом мультике мы находим приятные свидетельства утраченной жизни, где люди проводили досуг в музеях и на выставках, парках и пляжах, цирках и стадионах, турбазах и круизах. Привлекательная особенность мультфильма – его «документальность». Это не абстрактный лес со зверушками и аллегориями, а остроумный «социальный срез» из жизни общества, в котором было много хорошего.

Почтовая марка
Почтовая марка

Новогодняя открытка
Новогодняя открытка

Диафильмы
Диафильмы


Комиксы
Комиксы

Игрушки.
Игрушки.

Заключение

Спасибо за прочтение этой статьи. Если она вам понравилась — ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Всем пока!