979 подписчиков

Кто же написал «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»?

20K прочитали

Как кто? Ильф и Петров, конечно же. Но так ли это?  Попробуем разобраться...

Как кто? Ильф и Петров, конечно же. Но так ли это? И почему спустя десятилетия возникают вопросы и сомнения в их авторстве?

Итак…

Любимейшая книга нескольких поколений советских читателей; книга, растасканная на сотни цитат и афоризмов (мой папа был турецко-подданный, ближе к телу, как говорил Мопассан, почём опиум для народа? и т.п.); книга подарившая миру обаятельнейший образ комбинатора и проходимца Остапа Бендера; книга, история которой творилась на виду у всех и не раз и не два была рассказана авторами и причастными – какие еще вопросы могут быть к ней? Могут.

Роман «Двенадцать стульев», по официальной версии, написан совместно Ильей Ильфом и Евгением Петровым осенью 1927 года буквально за несколько месяцев. И уже с января 1928 года стал публиковаться в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1-7), и в том же году издан отдельной книгой.

Согласно воспоминаниям Евгения Петрова, тему для книги подсказал Валентин Катаев, старший брат Евгения, который возжелал стать ни много ни мало – «советским Дюма-отцом» и потому выбирает будущих помощников на роль «литературных негров» для написания авантюрного романа о поисках сокровищ. Работа увлекла молодых соавторов и вскоре они творят уже сами, без вмешательства «мэтра», который благородно самоудаляется от создания шедевра, выпросив напоследок «Посвящается Валентину Петровичу Катаеву» и золотой портсигар.

Разворот первого издания книги «12 стульев», журнал "Тридцать дней", №1 за 1928 г., стр. 34-45
Разворот первого издания книги «12 стульев», журнал "Тридцать дней", №1 за 1928 г., стр. 34-45

Эта история растиражирована настолько и самими Ильфом и Петровы, и Катаевым, что уже давно сложно отделять легенду от действительно происходивших событий.

Правда, при малейшем анализе данного сюжета возникает множество вопросов:

– в «литературные негры» берут уже набивших руку писателей, которые смогут выдавать продукт нужного качества и количества, а не двух корреспондентов газеты «Гудок», которые никогда еще не писали вместе, а созданное ими самостоятельно не сложнее двухстраничных фельетонов;

– если «литературные негры» показывают хороший результат их не отпускают на волю, а загружают следующей работой. Иначе зачем огород городить?

– «литературные негры» могут публиковать свои творения только под брендом мэтра (для этого и был нужен Катаев), а у наших новоиспечённых романистов, еще до завершения книги, сразу и договор, и редактура, и прохождение цензуры и запланированная публикация в журнале.

Впрочем, на эти каверзные вопросы имеются простые ответы.

Никаких «литературных негров» не было и в помине. А история была просто остроумной выдумкой и как всякая выдумка менялась и путалась время от времени.

История романов «12 стульев» и «Золотой теленок» намного сложнее фарса о двух латентных гениях, который играючи, без литературного и фактологического багажа, не оставив черновиков вдруг выдали тексты, навсегда вошедшие в золотой фонд советской классики.

Надо признаться, что на роль настоящего автора романов выдвигаются различные писатели.

Это, прежде всего, сам Валентин Катаев. Личность замечательная и по таланту, и по деловой хватке. Считал себя учеником Ивана Бунина. Кстати, сам же Бунин так охарактеризовал Катаева:

«Был Валентин Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки...»

Но…. Только талант Катаева в полной мере раскроется значительно позже, а пока он в конце 20-х один из многих ярких, сочных представителей южной школы, имеющий за плечами повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса, 1928), комедия «Квадратура круга» (1928).

Валентин Катаев (1897-1986)
Валентин Катаев (1897-1986)

Еще один претендент – Сергей Сергеевич Заяицкий (1893-1930) – поэт, писатель, беллетрист и переводчик. Автор ряда сатирических произведений: «Земля без солнца», «Красавица с острова Люлю», «Баклажаны», «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». Был близко знаком с Булгаковым, Волошиным, Леоновым и др. При этом Булгаков неоднократно читал свои произведения на его квартире (воспоминания Л.Белозерской). Из материалов архива музея Волошина в Коктебеле известно, что перед свой смертью Заяицкий закончил большой роман, так и не найденный впоследствии.

Сергей Заяицкий (1893-1930)
Сергей Заяицкий (1893-1930)

И, наконец, третий и главный претендент на авторство дилогии – Михаил Афанасьевич Булгаков. Именно его фигура вызывает ныне больше всего споров, особенно после выхода книги Ирины Амлински «12 стульев от Михаила Булгакова».

Михаил Булгаков (1891-1940)
Михаил Булгаков (1891-1940)

Основные доводы авторства Булгакова:

Ильф и Петров кроме этих двух книг ничего сильного и не написали. Написаны очень быстро с немыслимой скоростью для любителей;

– писать в тандеме труднее, так как это всегда замедляет любой процесс;

– отсутствует рукопись, черновики, планы, намётки, варианты романа, есть только намеки на какие-то шутки в записных книжках Ильфа;

– у Булгакова после публикации «12 стульев» внезапно появилась 3-х комнатная квартира;

– в романе крайне нелицеприятно описаны образы некоторых современников, например Маяковского (Никифор Ляпис-Трубецкой и его «Гаврилиада») с которым были личные нелицеприятные отношения у Булгакова, а не у Ильфа с Петровым;

– в «12 стульев» и «Золотом теленке» есть множество заимствований из Булгакова;

– мелодика фраз Булгакова совпадает с книгами Ильфа и Петрова. Например, «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми» («12 стульев») и «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» («Мастер и Маргарита»). «Лизанька, в этом фокстроте звучит что-то инфернальное. В нем нарастающее мученье без конца» и «В этом флотском борще плавают обломки кораблекрушения».

Если позволите, то конспирологические причины создания дилогии рассматривать не стану. Заговор ГПУ, борьба с Троцким, приказ Сталина о написании книг и прочее.

Аргументы против авторства Булгакова или кого либо еще, кроме Ильфа и Петрова:

1. Ильф и Петров кроме этих двух книг ничего сильного и не написали.

Что сильного после или до «Горе от ума» написал Александр Грибоедов? А Маргарет Митчелл? Джером Сэлинджер? Харпер Ли? Чернышевский? Подобное сплошь и рядом в мировой литературе. Авторов одной знаменитой книги очень много. И это не умаляет их талант.

2. Писать в тандеме труднее, так как это всегда замедляет любой процесс.

Совершенно нелепое утверждение! Братья – Гонкур, Вайнеры, Стругацкие, соавторы – Генри Лайон Олди (Ладыженский и Громов), Макс Фрай (Мартынчек и Стёпин), Марина и Сергей Дяченко. Анн и Серж Голон пример прекрасного совместного творчества, когда возникает эффект синергии (усиливание эффектом взаимодействия). Соавторы зажигаются друг от друга, подстёгивают творчество и на выходе получается не просто сумма двух творческих единиц, а многократное возрастание.

При этом у каждой пары соавторов были своя методика написания – по главе или по очереди, или совместно работая над каждой фразой.

Любопытно, что и братья Стругацкие когда работали порознь – Борис под псевдонимом С. Витицкий, а Аркадий – С. Ярославцев, – не создали книг вровень со своими, ставшими культовыми работами.

3. Отсутствует рукопись, черновики, планы, намётки, варианты романа.

Потеря рукописей и черновиков очень частое, и, увы, печальное событие в литературе. Понадобилось много лет, чтобы найти рукописи Шекспира и Шолохова. Будем верить, что и в случае с Ильфом и Петровым рукописи не горят.

4. У Булгакова после публикации «12 стульев» внезапно появилась 3-х комнатная квартира.

Не следует забывать постулат – после этого не означает вследствие этого. Именно в 1927 году у Булгакова накопился внушительный гонорар в 28 000 руб. за постановку его пьес, который и позволил ему купить и обставить квартиру.

5. И самый главный аргумент в пользу Ильфа и Петрова, это программная текстологическая обработка произведений Ильфа, Петрова, Булгакова и Заяицкого, выполненная Н.К. Мамаевым, М.А. Марусенко, А.Л. Ронжиным и К.Р. Пиотровской с помощью метода Дельты Бёрроуза для определения авторства анонимных и псевдонимных литературных произведений на русском языке.

Которые пришли к выводу – что с точки зрения частот употребления слов дилогия близка к произведениям И.Ильфа и Е. Петрова, а также что имеется связь между дилогией и произведениями М. Булгакова — скорее всего, можно говорить о возможном вкладе писателя в работу над романами.

Не следует забывать, что все участники варились в одном газетно-литературном мире, где в общем пространстве существовали словечки, аллюзии, сюжеты, образы.

Если немного перевернуть ситуацию, то…

На самом деле авторами "Мастера и Маргариты" являются Ильф и Петров!

– «Мастер и Маргарита» – гениальное произведение, а Булгаков кроме этой книги ничего сильного и не написал (знаменитое "Собачье сердце" прославилось только благодаря экранизации);

– название «Мастеру и Маргарите» было окончательно дано только после смерти Ильи Ильфа в 1937 году, а до этого соавторы не могли договориться о названии;

– в «Мастере и Маргарите» есть множество заимствований из книг Ильфа и Петрова. Они в своих фельетонах нередко критиковали своих собратьев по перу, но про Булгакова у них – ни слова!

Абсурд, скажите вы? Верно.

В литературе навсегда останутся имена и Булгакова, и Ильфа с Петровым. И никто из них не нуждается в искусственных подпорках и чужой славе.

Ибо славы им хватает своей.

А не Александр ли Сергеевич Пушкин написал "Конек-Горбунок"?