Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Два рассказа о пути к монашеству, но какие же они разные и по стилю, и по воздействию

Так получилось, что одновременно я прочитала две книги, которые оказались удивительно похожи по внутренней сути, хотя очень сильно отличаются по форме.

Это рассказ Бунина "Чистый понедельник"и повесть епископа Варнавы(Беляева) "По Волге... к Царству Небесному". Обе эти такие разные вещи рассказывают об одном и том же: о пути к Богу образованной девушки предреволюционной поры. И в обоих случаях путь этот - монашество.

Привет, книголюбы!

Иллюстрация к рассказу "Чистый понедельник"
Иллюстрация к рассказу "Чистый понедельник"

В повести еп. Варнавы к монашеству склоняет девушку сам автор, монах, и это логично и предсказуемо, как мы понимаем.

А вот рассказ Бунина этот путь никак не проявляет до самого конца, даже скорее проявляет его от противного: на виду у читателя молодой влюблённый каждый вечер возит барышню по театрам или ресторанам, а собственно в церкви мы видим её всего лишь раз, в самом конце рассказа, да и то намёком. Но при этом в душе у читателя - абсолютная уверенность в том, что и жизнь, и душа этой девушки преобразилась.

Тут мне вспомнился ещё один рассказ того же Бунина - "Преображение". Сын читает Псалтирь над телом умершей матери-старушки, и эта ночь настолько приближает его к тайнам Царства Небесного, что он полностью теряет интерес к хозяйству и домашним делам и становится ямщиком, как некоторые верующие становятся странниками и путешествуют от храма к храму, от святыни к святыне.

Не так ли и мы всю жизнь путешествуем от человека к человеку, и эта святыня - каждый наш встречный, даже самый необаятельный и непривлекательный, а может, именно он - тот, кто поднимает в душе бурю протеста и неудовольствия, и тем самым обнажает самые скрытые наши душевные порывы - не такие уж красивые, чтобы признаваться в них даже себе самому.

Книга епископа Варнавы
Книга епископа Варнавы

И вот что я хочу сказать: при всём моём уважении к трудам епископа Варнавы(и к его сложной судьбе), с художественной точки зрения рассказ Бунина производит гораздо более сильное воздействие! И поэтичный слог, и лёгкий мистический флер, окутывающий героев, и даже сама простота и банальность ситуации заставляют читателя не просто проникнуться атмосферой московской жизни начала 20 века, но самому попытаться "достроить" внутреннюю жизнь героини "Чистого понедельника", почувствовать не умом, а сердцем её душевную(или даже духовную) неудовлетворённость, понять раздвоенность её положения.

"Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам по кладбищу, — солнце только что село, еще совсем было светло, дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг нас спокойными, грустными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами. Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след, на звездочки, которые оставляли на снегу новые черные ботики, — она вдруг обернулась, почувствовав это:
— Правда, как вы меня любите! — сказала она с тихим недоумением, покачав головой."

Может быть, будь её любимый более "религиозен"(по его собственному выражению), они смогли бы составить вполне гармоничную семейную пару в духе св. Петра и Февронии, отрывки жития которых цитирует героиня по памяти. Беда в том, что при всей своей сильной любви к ней, рассказчик совершенно не интересуется жизнью души своей любимой и абсолютно не знает её истинных устремлений.

Он возит её каждый вечер по развлечениям, а она  по утрам ходит в московские храмы и, стоя на службах, вслушивается в песнопения, и уже знает, кто и как поёт в том или ином монастыре. Всего лишь раз приоткрывает она завесу над своей духовной жизнью, но встречает со стороны молодого человека лишь недоумение и скуку: "Что, опять монастырь?" - восклицает он на её предложение заехать в Марфо-Мариинскую обитель после Новодевичьего.

На самом деле такое равнодушие меня искренне поразило. Если он считает себя так сильно влюблённым, почему не пытается проявить чуткость и всего на один вечер проникнуться её настроением, погрузиться в её интересы?

Поэтому её уход в монастырь видится мне вполне закономерным и единственно правильным выходом из этой ситуации. Интересно, что она предупреждает юношу о своём возможном уходе в монастырь в тот же вечер, но его реакция какова?

Самоубийство или разбойничество - совершенно недуховный выход из ситуации. Позже мы увидим, что на самом деле он уйдёт в запой. По сути, тем же самым мог бы закончится и их несчастливый брак, когда оба поняли бы свою ошибку. Всё-таки для счастья в браке, кроме любви, нужна ещё и духовная общность, как мне кажется.
В общем, я очень понимаю героиню...
А вы? Что скажете?

#рецензияbibliojulia #подборкаbibliojulia #классика #литература #чтение #книжный блог #разговорыbibliojulia