Студии очень повезло. Наследницы известного калужского художника С. И. Багирова подарили нам часть его коллекции книг по искусству, среди которых оказался очень интересный альбом. В нем – редкие пастельные зарисовки Ренуара и Дега.Когда я готовилась к мастер-классам по пастели, решила вникнуть и посмотреть приемы. И знаете, что я увидела? Кухню! Ингридиенты и тесто, из которого родились их картины. И теперь я знаю точно из чего сделаны великие «Голубые танцовщицы», из какого, с позволения сказать, «сора».
Хотите действительно научиться рисовать? Обращайте на выставках и в музеях внимание не только на сами шедевры, но и на наброски, зарисовки и этюды к ним, которые часто экспонируются вместе с самими произведениями.
Немногие начинающие знают, что картина от замысла к конечному результату движется по ступеням долгой подготовительной работы. И это не только «поиски» замысла картины на бумаге, но и «кирпичи», из которых строится «дом» - будущая картина.
Классический подход к созданию крупной композиции вообще требует предварительного сбора материала и многие художники делали это годами. Чего стоит пример 20-летней работы Александра ИвАнова над картиной «Явление Христа народу»! Здесь и немыслимое количество портретных этюдов, натурные акварельные пейзажи Палестины, и рисовальные штудии и живописные этюды фигур. Но мы никак не ждем этого «пота» от импрессионистов – легких, воздушных, идущих по следу света, подвластных в первую очередь, только впечатлению. А там...тоже пот.
Перелистывая книгу, расстроилась я от зарисовок Эдгара Дега страшно.
Ужасные кривые тетки. С культями вместо рук и ног. Мои ученики-дети в третьем классе делали лучше. Но потом я присмотрелась к деталям на полях и сразу потеплело. Делюсь с вами этими репродукциями и хочу сообщить хорошую новость. Вы не умеете рисовать? Эдгар Дега тоже НЕ УМЕЛ рисовать, во всяком случае танцовщиц точно. Но! Научился! И как? Это видно из набросков. Всякий раз на полях зарисовок он заставлял себя возвращаться к детальной отработке того узла, который у него не получался.
Трудитесь, друзья, понуждайте себя к постижению формы. Сделайте 10 раз то, что не получается сразу. Не бойтесь упустить вдохновение, муза терпелива, она подождет. Никто еще не научился водить машину, не чертыхаясь над педалями и рычагом переключения скоростей. С какого километра езды вы забыли о своих ногах и руках? Да и танцовщицы наши, не сразу запорхали над сценой, сто пудов - они пару первых лет смывали кровь с пуантов. Мой преподаватель живописи и рисунка Станислав Минченко писал в своих заметках: «Есть искусство высокопрофессиональное, а есть непрофессиональное. Кто только не занимался живописью: артисты, химики, врачи, летчики и т.д., но кто согласился бы лечь на хирургическую операцию, если бы ее проводил любитель, и полетели бы вы на самолете, если бы летчики были не профессионалы. Профессиональное искусство, будь то живопись, музыка, литература, и т.д. – не забава, а тяжкий труд. А самодеятельность – это забава. Забавляйтесь. Но не претендуйте.»
Не отчаивайтесь, не считайте себя бездарными, неумехами. Все когда-то были в начале пути. Идите. Впереди – только радость. А еще легкость и изящество, как у «голубых танцовщиц» Дега.