Найти тему
Заметки рядового

Армия. С помощью кирки и какой-то матери...

В армии я научился копать. Не просто копать, как, например, окапывают яблони в саду, копать по-настоящему - окопы и капониры в полный профиль, в самых упорных разновидностях грунта, а порой и просто в скале. Там где лопата не справлялась, нам приходилось натягивать штык вместо черенка на лом или на острие кирки и рубить уже этим, модифицированным орудием. Умение и навыки не вдруг появились, первое испытание шанцевым инструментом произошло на учениях в Отаре. Проклятый Отар. Одно из самых мерзких мест в КСАВО, полупустыня, окруженная сопками, практически без воды. Сентябрь, днем дикая жара, ночью холод. Для оборудования позиции батареи надо было выкопать капониры под гаубицы Д-30 в полный профиль - то есть, примерно на метр от поверхности земли, грунт выбранный из окопа, укладывался по краям в виде бруствера. Почва представляла собой такой пересохший, спрессованый суглинок, перемешанный с какими-то плоскими камнями, типа щебенки. Для того, что бы копать надо было сначала эту броню пробить и измельчить ломом. При ударе изо всех сил, а надо понимать, что у молодых солдат, особенно городских сил было недостаточно, от монолита отскакивал лишь небольшой кусочек. Адский труд. Большое преимущество было у шахтеров - были у нас такие легендарные пацаны, которые до армии работали на шахте. Им это было легко. Но, справились как-то и мы. Забавно, что вскоре приехали саперы и за несколько минут их машина пробила ходы сообщения. То есть наша работа носила учебно-воспитательный характер. Но, пригодилось, пригодилось. И в Афгане, и просто в жизни. После такой работы понимаешь, что многое в жизни просто чепуха.

Армия это целая страна, это государство в государстве, со своими законами, правилами и даже судом. Живет она за счет бюджета основного государства и поэтому, свои внутренние потребности максимально старается удовлетворять сама. И у нее это отлично получается, ведь среди призывников есть не только шахтеры и водители - попадаются и музыканты и художники, им тоже находится дело. Особенно ценятся рабочие строительных специальностей, им в армии особенно рады. Горючее и ресурсы расходуются без счета, однако их необходимо экономить, поэтому основные движущей силой советской армии был солдат. И мы привыкли, втянулись - надо батарею передвинуть в торону с позиций - подналегли и готово. Надо колонну протянуть - нет проблем , водила снимай с ручника, сейчас толканем, делов на пять минут. Кстати, никто не задумывался, почему в армии сложился особый стиль общения, основанный на обмене самыми короткими, выразительными и энергичными выражениями? Все очень просто - армия, это в первую очередь дело. Дело быстрое, точное , но, редко когда легкое. Поэтому и слова наши короткие и мощные. А вот, спросите вы, а вот каким войскам требуются самые энергичные глаголы? Ответ прост - конечно артиллеристам. Снаряды, орудия, все перемещения требуют чудовищных усилий, отсюда и лексикон. Все отражено в литературе, например : позвякивая амуницией прошла пехота или в полном молчании шла разведрота, что же касается перемещения артиллерии - бешено ругаясь артиллеристы толкали свои орудия, а когда артиллерия была на конной тяге, еще и возницы кнутом работали. Когда еще и пальба, все равно, кроме мата ничего не услышишь.

-2

Забавный случай произошел с нами на одной короткой операции. Наша батарея заняла позицию слева от шоссе, рассекавшего пустыню. Справа была позиция афганской батареи гаубиц М-30. Старший офицер батареи приказал вырыть окопы для стрельбы стоя перед позицией, на всякий случай. Выкопали мгновенно, и с удовольствием - в песке копать было очень легко. По зрелому размышлению, СОБ приказывает выкопать окоп и на правом фланге. Там же союзники? Вот союзников и надо в первую очередь опасаться.

Только начали копать, в гости пришел афганский военный, говорит, давайте помогу. Ну, помогай. Начал он копать и спрашивает нас, а зачем вы копаете здесь, там же наша батарея, мы же друзья. Все неловко заулыбались - " По уставу так положено, друг! "

И тут на афганскую батарею приезжает санитарный грузовик - советская машина образца Великой отечественной войны, и похоже, некрашеная с тех пор. Заезжает в песок и застревает. Мы с интересом наблюдаем. Из машины выходит советник, подходит к нам и просит помочь. Да нет проблем. Хватаем лопату, начинаем откапывать машину и выталкивать ее из песка. У советника лезут глаза на лоб - ребята, вы что, охренели? А тягач не пробовали подогнать, это же проще и быстрее... Мы легких путей не ищем! А тягач надо у комбата просить! Попросил.

У молодежи нынешней спрашиваю, копать-то приходилось? Нет, у нас специальная команда была. Вам, ребята, специальная команда сопли вытирать нужна. Как американцы прямо стали. Срамота!