52,5K подписчиков

Кто ответил за «катастрофу в Крыму»? (военно-судебный архив)

916 прочитали

    Часть 3 Сражения за Крым проходили с ноября 1941 года по май 1942 года и закончились полным разгромом Крымского фронта в составе трех советских армий.

Часть 3

Сражения за Крым проходили с ноября 1941 года по май 1942 года и закончились полным разгромом Крымского фронта в составе трех советских армий.

Крымскую катастрофу, начало которой положила сдача врагу в ноябре Керчи, связывают с именем маршала Г.И. Кулика. Хотя он менее всего причастен к произошедшей трагедии...

Установка Сталина относительно Крыма всегда была жесткой и ни разу не менялась: удерживать полуостров любой ценой – «до последнего бойца». Для фашистов Крым был трамплином для захвата Кавказа. Для нас –важным плацдармом для нанесения удара по группе армий «Юг» и для обеспечения господства на Черном море. Все это предопределило в высшей степени напряженную и кровопролитную борьбу, которая разгорелась за полуостров.

Когда обстановка обострилась до предела, Сталин направил в Крым маршала Кулика. По прибытии он в целом правильно оценил ситуацию, близкую к катастрофической. Но переломить ее уже был не в состоянии. Сил и средств для удержания Керчи не было. Повсюду царили паника и растерянность, управление обороной было потеряно.

Видя, что Керчь обречена, Кулик принял, видимо, верное в тех условиях решение не перебрасывать два полка с Таманского полуострова для усиления обороны города, а провести эвакуацию. Но именно это его решение было положено в основу обвинения.

К середине ноября 1941 года весь Крым, кроме Севастополя, оказался в руках немцев.

16 февраля 1942 года Григорий Иванович Кулик предстал перед Специальным присутствием Верховного Суда Союза ССР.

Г.И. Кулик
Г.И. Кулик

Судебное присутствие созывалось в исключительных случаях – рассматривало дела в отношении маршалов, с привлечением военачальников в качестве судей, что само по себе предполагало назначение виновному сурового наказания. Но в этот раз к маршалу проявили снисхождение. За сдачу Керчи он был приговорен по ст. 193-21 п. «б» УК РСФСР (самовольное отступление начальника от данных для боя распоряжений)[1] к лишению званий, орденов и медалей, в том числе и Звезды Героя Советского Союза.

«Мы опозорили страну и должны быть прокляты». Эти строки – из покаянного письма Льва Мехлиса на имя Сталина. Он тоже пострадал за провалы в Крыму. Но в отличие от маршала Кулика, вице-адмирала Левченко и некоторых других командиров, суда избежал…

После того как Манштейн разгромил Приморскую и 51-ю армии под общим командованием заместителя наркома ВМФ вице-адмирала Гордея Ивановича Левченко, дальнейшая участь последнего оказалась незавидной. Приморская армия отступила в Севастополь, 51-я оставила Керчь, немцы вышли на широко известную сегодня косу Тузла. А Левченко пошел под трибунал.

Г.И. Левченко
Г.И. Левченко

1 декабря 1941 года Левченко был арестован, а 29 января следующего года «за оставление Керченского полуострова и Керчи» суд приговорил его по ст. 193-21б УК РСФСР к 10 годам лагерей. Но хлебать тюремную баланду ему пришлось недолго. Он был помилован, форму капитана 1-го ранга вскоре вновь сменил на адмиральскую, а в 1944 году снова стал заместителем наркома ВМФ.

Мехлис, прибывший в Крым в январе 1942 года, действовал в своей привычной манере. Он отдавал многочисленные распоряжения, но не собирался нести за них никакой ответственности.

Между тем, отработанная на Западном фронте роль стороннего наблюдателя на этот раз дала осечку. Его многочисленные донесения, а точнее сказать – доносы, возмутили Сталина. Он назвал такую позицию Мехлиса «насквозь гнилой» и через некоторое время снял его с высоких постов. Тогда же были сняты с должностей и снижены в званиях командующий Крымским фронтом генерал-лейтенант Д.Т. Козлов, член Военного совета фронта дивизионный комиссар Ф.А. Шаманин, начальник штаба генерал-майор П.П. Вечный и другие генералы. Но вначале всех снимал и отдавал под суд сам Мехлис. После прибытия в Крым ему потребовалось для оценки ситуации и установления виновных не более суток. 22 января он доложил Сталину, что застал в Крыму «самую неприглядную картину». А на следующий день сочинил приказ войскам фронта № 12. В нем указывались имена командиров, допустивших потерю управления войсками и «позорное бегство в тыл». Среди них - командир 9-го стрелкового корпуса генерал-майор И.Ф. Дашичев, командир 236-й стрелковой дивизии комбриг В.К. Мороз, командир 63-й горнострелковой дивизии подполковник П.Я. Циндзеневский и некоторые другие офицеры, преданные по указанию Мехлиса суду военного трибунала[2].

 Дело генерал-майора Ивана Федоровича Дашичева, исполнявшего в январе 1942 года обязанности командующего 44-й армией, Военная коллегия рассмотрела 19 февраля 1942 года.

И.Ф. Дашичев
И.Ф. Дашичев

На основании ст. 193-17а УК РСФСР И.Ф. Дашичев был признан виновным в «преступном руководстве войсками и сдаче противнику г. Феодосия» и приговорен к 4 годам лишения свободы, с отсрочкой исполнения приговора, и лишением генеральского звания.

В приговоре сказано, что Дашичев «проявил нераспорядительность, не обеспечил в соответствии с приказом командования планомерный отход 44-й армии, в результате чего в частях этой армии возникла паника, приведшая к большим потерям личного состава и материальной части»[3].

Сразу после провозглашения приговора Дашичев подал в Президиум Верховного Совета СССР прошение о помиловании, которое было удовлетворено. Судимость с Дашичева сняли, но он лишался всех наград и подлежал «понижению в воинском звании» с использованием его на «низшей военной работе». После этого Дашичева направили в распоряжение Военного совета Калининского фронта, где вновь арестовали 4 июля 1942 года. На этот раз – за «беседы антисоветского характера, в которых Дашичев клеветал на государственное и партийное руководство в нашей стране и заявлял свое неверие в вождя народа». Как «антисоветчика», его более восьми лет, до декабря 1950 года, продержали в тюрьме, а в 1950 году репрессировали во внесудебном порядке на 10 лет лагерей[4].

Командиру 236-й стрелковой дивизии комбригу Василию Константиновичу Морозу 17 января 1942 года было присвоено генеральское звание. Через две с половиной недели он был предан суду военного трибунала за потерю управления дивизией. А еще через две недели, 22 февраля, расстрелян по приговору военного трибунала Крымского фронта.

В.К. Мороз
В.К. Мороз

Командир 63-й горнострелковой дивизии подполковник Петр Яковлевич Циндзеневский через месяц был освобожден из-под ареста. С 3 марта 1942 года он вступил в командование 77-й горнострелковой дивизией. Погиб 17 мая 1942 года.

В марте-мае 1942 года Мехлис направил Сталину несколько телеграмм, в которых, надеясь убрать командующего фронтом, называл Козлова «опасно лживым», «обожравшимся барином из мужиков». Но в результате Сталин выплеснул раздражение на самого Мехлиса.

Адмиралы Н.Г. Кузнецов и И.С. Исаков вспоминали, что в эти трагические дни главный политработник армии, демонстрируя показное презрение к смерти, носился на «газике», пытаясь остановить отходящие войска, но все было напрасно. 15 мая немцы вновь овладели Керчью. Тем не менее, и в эти дни Мехлис не отказался от излюбленного приема сваливать ответственность за случившееся на других. Он потребовал от адмирала Кузнецова предать суду военного трибунала или расстрелять командира Керченской военно-морской базы А.С. Фролова, который был назначен начальником переправы на Таманский полуостров. Но Кузнецов проявил тогда твердость. А Мехлиса через несколько дней отозвали в Москву.

Надо сказать, что Фролов не единственный командир, которого спас Кузнецов. Расстрел грозил и капитану 1 ранга Александру Петровичу Александрову, командовавшему Азовской военной флотилией. До войны он побывал советником в Испании и два года провел в лагерях ГУЛАГа. Но в 40-м был выпущен, в начале войны возглавил Азовскую флотилию, участвовавшую в обороне Крыма. В ноябре 1942 года его отстранили от должности и арестовали «за нарушение воинской дисциплины во время проведения боевой операции». Однако адмирал Кузнецов добился его освобождения и перевел в исторический отдел Главного морского штаба. Когда страсти улеглись, Александров был назначен начальни­ком штаба Ленинградской военно-морской базы, стал контр-адмиралом[5]

    Часть 3 Сражения за Крым проходили с ноября 1941 года по май 1942 года и закончились полным разгромом Крымского фронта в составе трех советских армий.-6

В директиве Ставки Верховного главнокомандования от 4 июня 1942 года были названы главные причины нашего поражения в Крыму – полное непонимание Козловым и Мехлисом природы современной войны, бюрократический и бумажный метод руководства войсками, их личная недисциплинированность. До суда дело тоже не дошло. Мехлис был снят с должности заместителя наркома обороны – начальника Главного политуправления Красной Армии и снижен в звании на две ступени.

[1] В приговоре Военной коллегии, осудившей Г.И. Кулика 24 августа 1950 г., указана другая статья – 193-17 п. «а» УК РСФСР.

[2] Архив Президента Российской Федерации, Ф.3, Оп.50, Д. 441 с. 32–36.

[3] Архив Военной коллегии, надзорное производство по делу И. Ф. Дашичева.

[4] В июле 1952 г. И.Ф. Дашичев был освобожден из лагеря, через год дело было прекращено.

[5] Контр-адмирал А.П. Александров погиб в январе 1946 г. в авиационной катастрофе.