Найти тему

Репетиторство это самая сложная загадка всего среднего образования. Можно даже сказать – ключевая. И самая загадочная из всех.

Начнем с подозрения. Для чиновников всех уровней и подразделений МПР (не пугайтесь – это по традиции данного ведомства - Министерство просвещения России) темы репетиторства просто нет. Они свято убеждены в том, что экзамены такие простые, что сдать их можно легко и без проблем. Учиться, мол, надо все 11 лет и всё. Святая простота, не иначе!

Между тем, уже только беглый взгляд на примерные затраты родителей на учебу своих чад показывает, что эта статья расходов на образование, при декларированном бесплатном, САМАЯ БОЛЬШАЯ. И ладно бы это было лишь в гимназиях и лицеях. Черт с ними – пусть платят за престиж. Раз без этого жить нет никакой возможности. Так ведь нет, и в школах без «отклонений», а их, напомним, большинство, расходы родителей на репетиторство просто фантастические.

Объем денежных ресурсов, которые родители в складчину с другими родственниками (возможно), направляют на это «занятие» говорит о том, что это уже сложившаяся ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ и почти институциональная система СРЕДНЕГО образования.

Причем, прошу заметить, никаких тебе методистов, никаких авральных проверок со стороны чиновников от районного до, Господи прости, Московского уровня. Что-то совсем не слышно и не видно контролирующих и надзирающих органов в системе репетиторства. Вот ведь незадача, оказывается, для участия в этой работе вполне себе хватает того образования, которое репетитор получил в ВУЗе и даже про категорию никто не спрашивает. А все говорят – ВУЗы плохо готовят, «молодые учителя ничего не умеют» и «как слепые котята тонут в воде». А вот не тонут и вполне нормально репетиторствуют. А если обратить внимание на рекламу этих услуг, почитать даже не между строк, то становится понятным, никто не топит – вот и не тонут.

Спрос рождает предложение, если нет спроса – его надо организовать. Это из О.Генри. Помнится, главные герои озаботились сбытом партии ботинок. Население ими не пользовалось по причине хорошего климата и комфортно себя чувствовало без оных. Пришлось в срочном порядке разбросать колючки, и потребность в обуви возникла моментально. Спрос был создан.

Сразу вопрос. Спрос на образование был, есть и будет всегда. Это константа общественной жизни. «Нагуглить», «наяндексить», «наремблерить» знаний любых, в том числе и по КАЖДОМУ УРОКУ, ПО ЛЮБОМУ ПРЕДМЕТУ В КАЖДОМ КЛАССЕ (с 1 по 11) труда не составляет никому. Под «никому» понимаются ВСЕ, кто хочет. И стоить будет это только по стоимости интернета, т.е. зависит только от вашего провайдера (извините). А репетиторство не только процветает, но и имеет явную тенденцию к развитию. И школа (ГОУ) не спит – образование до 18 лет обязательно. Загадка?

Так кто же создает спрос на дополнительные образовательные услуги? Учителя «недоучивают»? С такими обвинениями выступают некоторые чиновники. Да и репетиторы иногда в своих рекламных объявлениях пишут, что за то количество часов, которые отводит школьная программа, невозможно подготовиться к экзаменам. Да и эксперты, оценивая каждый год результаты ЕГЭ, отмечают, что некоторые задания без ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ занятий не выполнить.

Вот и весь сказ, учителя недоучивают, а экзамены придумывают где? Может и не стоит спрашивать то, чему не учили и не ДОЛЖНЫ БЫЛИ УЧИТЬ по существующей программе?

И получается, что все всё знают ЗАРАНЕЕ, что и недоучивают, и задания будут непосильные и каверзные специально. И как им не верить – все очень взрослые дяди и тети, обвешанные регалиями и званиями, как новогодние елки. Вот и верят, и платят, и будут платить.

Хотя нет, некоторые, особенно продвинутые родители, уже выработали формулу будущего образования для своих чад:

Школа + Домашнее образование по электронной школе +

Заранее выбранный ВУЗ с его требованиями и преференциями.