Философско-символическая притча
Прошло более 50 лет. Вместе с ними несколько поколений, сексуальных революций и культурных эпох. "Теорему" Пазолини по-прежнему трудно доказать. Это одна из самых противоречивых картин в истории мирового кино. Она вызвала взаимоисключающие трактовки, удары по режиссерскому имени и слева, и справа. Публично осуждена папой Павлом VI. И потому заставила верующих людей собрать дров для костра по душу Пьеро Пауло Пазолини. Но она не сгорела. А только зажглась.
"Теорема" по своей сути зашифрованная метафизическая притча. В названии уже предупреждение: вы подписались на интеллектуальный квест.
Лента чётко делится на две половины, что связано с приездом и отъездом главного героя -ангелоподобного юноши. Всех членов семьи крупного промышленника из Милана охватывает странная, порой противоестественная страсть к этому гостю. Отец, мать, сын и дочь, а также служанка вступают с ним в связь. И эта непреодолимое влечение переживается как нечто фатальное, неизбежное - вместе с тем желанное, словно явившееся из их грёз. Это - порок, наваждение, болезнь. И в то же время - радость, счастье. И любовь.
Возможно, именно так выглядит просветление. После которого как бы не хотелось уже невозможно повернуть назад. Поэтому когда герой уезжает, никто не в силах пережить эту потерю. Дочь впадает в летаргический сон. Сын сходит с ума. Мать становится сексуально одержимой и превращается в проститутку. Отец отказывается от собственной фабрики, раздевается догола и убегает в пустыню. Служанка предаётся религиозному экстазу, начинает исцелять людей, потом возносится - и в финале её закапывает на свалке деревенская старуха, в роли которой выступает реальная мать Пазолини.
Красота «Теоремы» — в музыке Моцарта и Эннио Морриконе, в упоминании Рембо и «Смерти Ивана Ильича», в цитатах из Писания, в изощренном сюжете, в обнаженной спине Сильваны Мангано. Эта актриса — живой пример того, что Пазолини делал из людей на съемочной площадке. Пазолини в «Теореме» нашел применение феномену Сильваны Мангано: она может ничего не делать в кадре, но одного ее присутствия достаточно для того, чтобы заворожить зрителя.