Вы смотрели старенький фильм "Красотка" 1990 года с Ричардом Гиром и Джулией Робертс? Конечно смотрели. Особенно девушки. И помногу раз. О чем этот фильм? Вы конечно скажите, что это история бедной, прекрасной золушки, которая нашла своего принца. От части это так. Присмотримся к сюжету поподробней.
Красивый, богатый главный герой (будем так и называть его - Гир) решил снять себе на ночь проститутку. Вполне понятный поступок для обеспеченного одинокого мужчины. Он мог бы вызвать какую-нибудь элитную проститутку, даже с высшем образованием, но он выбрал девушку с самого дна - просто с бульвара.
Тоже могу понять. Типа, зацепило, хочу именно эту. Далее, он нанимает ее на несколько дней, наряжает и организовывает обучение хорошим манерам за столом. Ну, тоже пока мотивы понятны, собирается вести в ресторан. Не в ботфортах же дермантиновых ей туда идти. Но он зачем-то приводит ее на очень важные и ответственные переговоры. На кону миллиарды.Переговоры ведутся с Дедом, миллиардером - судостроителем и его внуком.
Если бы Гир хотел бы просто разбавить эту компанию женским обществом, он пригласил бы женщину своего круга. Если нужна непременно красивая женщина чтобы отвлечь противников - мог бы нанять модель. Зачем нужно было приводить с собой дешевую шлюху с бульвара?
Постараюсь объяснить его намерения так, как вижу их я. Гир, по своей сути - разрушитель и паразит. Он ничего не производит, напротив, живет тем, что разрушает чужие производственные предприятия, в данном случае судоверфь.
Дед - наоборот, созидатель. Он строит корабли, создает рабочие места, приносит обществу реальную пользу. Интеллект и логика у созидателя всегда выше, чем у разрушителя. Просто потому, что построить что-то несоизмеримо сложней, чем разрушить. Гир знает об этом преимуществе Деда. Он понимает, что тот хорошо подготовился, выстроил предстоящий разговор, обдумал обходные пути, плюс жизненный опыт. Ведь дед гораздо старше Гира.
Гиру необходимо разрушить продуманный план Деда, заставить его от логики уйти на эмоции. Он приготовил Деду шараду, на которую придется отвлекаться в начале разговора. Дед станет гадать: что это за девушка, зачем она здесь, она дорого одета, но не имеет никаких манер и воспитания. Отгадка придет скоро. Дед поймет, что перед ним просто ряженная шлюха, причем дешевая шлюха. Персона, с которой обедать за одним столом он не привык. Поэтому, как минимум, во время переговоров Дед будет обескуражен и в его логике появятся изъяны. Как максимум, Дед просто оскорбится и перейдет на эмоции.
Этот прием вполне сработал с внуком. Тот сказал "С меня хватит", встал из-за стола и ушел. Ему простительно, он молод. Но мудрый дед разгадал прием Гира и противопоставил ему контрприем, Он стал обращаться с Красоткой как с настоящей леди, с подчеркнутым уважением и галантностью. Этим самым он убил сразу двух зайцев.
Во-первых он сам загадал Гиру шараду. Тот задумался, почему этот богатый, образованный, очень уважаемый человек так странно реагирует на эту шлюшку. Значит она того заслуживает? Выходит, я не разглядел в ней каких-то достоинств. Гир вынужден приглядеться к девушке повнимательней. А она при этом вполне симпатична и мила. Это Дед заставил Гира обратить на девушку внимание, а потом влюбиться в нее.
Во-вторых, Дед своим подчеркнуто галантным отношениям просто купил Красотку с потрохами. Она от такого обхождения просто ошалела. Ведь никто и никогда раньше с ней так не обращался. А преисполненная благодарностью Красотка будет хорошим рычагом, чтобы управлять Гиром.
Что происходит в фильме дальше. Гир бросает заниматься этой сделкой. Он полностью растворен в новой пассии. Правда, счастью Красотки мешает толстый лысый адвокат, который призывает Гира наконец оставить любовь и заняться делами. Адвоката надо нейтрализовать. Эту проблему Красотка решает чисто по-женски. Она его провоцирует.
Вспомните сцену, как адвокат пришел к Гиру в отель и застает Красотку одну. Гир должен прийти с минуты на минуту. Адвокат раздражен, выговаривает Красотке, выпивает. Красотка видит его состояние, но никак не пытается смягчить конфликт или его урезонить наоборот, ведет себя максимально провоцирующе, ведет себя так, чтобы еще больше его разозлить, вызвать агрессию. Кому как не ей знать, что агрессия к женщине со стороны мужчины мордобоем не закончится. Агрессия легко может закончиться сексуальным насилием. Ее план в итоге блестяще сработал и препятствие в виде здравомыслящего адвоката устранено.
Дальше вы знаете. Красотка отговаривает Гира причинять вред компании Деда, Гир делает Красотке романтическое предложение и идет работать к Деду в подмастерья.
Давайте подумаем, кто же в этом фильме выиграл.
Красотка - материально - может быть. Что касается будущего их брака с Гиром, то весьма неуверен. В мировой, а особенно в русской литературе есть много примеров брачных союзов между влюбленным мужчиной и проституткой. Счастливый союз на ум приходит только один - Раскольников с Сонечкой Мармеладовой. А если не брать литературу, почитайте хотя бы биографию лейтенанта Шмидта.
Гир получил молообразованную, хитрованистую жену с развратным прошлым и неизбежные большие финансовые потери. Поскольку станет теперь заниматься хоть и полезным делом, но не своим.
Дед - главный приз достался ему. Сохранил свой бизнес и перековал врага на союзника.
В заключении хочу сказать вот о чем. Любая мелодрама строится по законам своего жанра, по некой схеме. В начале вас просто знакомят с действующими лицам и показывают кто чем живет и какие у них между собой отношения. Потом на первый план выходит персонаж, который меняет привычных ход вещей и отношения между героями. Собственно с этого момента и начинается интрига или, если хотите , сюжет. Этот персонаж может быть как одним из главных героев, так и вполне второстепенным. Иногда даже эпизодическим. В Голливуде есть даже термин для такого персонажа. Я однажды об этом прочел и теперь ищу этот термин. Может кто из вас подскажет, дорогие читатели?