Найти тему
Владимир Панченко

Полковник КГБ -президент России

Оглавление

Работа в Ленсовете.

По возвращении из командировки в ГДР в Ленинград в январе 1990 года, оставаясь кадровым офицером КГБ, Путин занял должность помощника ректора ЛГУ по международным вопросам. В мае 1990 года, вскоре после избрания А. Собчака председателем Ленсовета (23 мая), стал советником председателя Ленсовета.

Сам Путин утверждает, что переход на другую работу последовал за просьбой одного из его друзей по университету, а своё непосредственное начальство из КГБ он поставил в известность, когда договорённость о назначении была уже достигнута. Однако бытует версия, что этот переход произошёл «по рекомендации» его начальства в КГБ[3].

Уже тогда фактическое влияние Путина на Собчака значительно превосходило формальное (что не отрицает и сам Путин). Дмитрий Ленков, бывший в Ленсовете координатором фракции «Демократическая Россия», вспоминает, что взаимоотношения Путина с депутатами «носили вполне позитивный характер»: так, именно Путин стал инициатором переговоров между фракцией «Демократическая Россия» и Собчаком в период обострения взаимоотношений депутатов и председателя Совета в начале 1991 года.

Работа в мэрии

1991 год

Одним из первых своих распоряжений после избрания мэром (12 июня), Анатолий Собчак 28 июня создал Комитет мэрии по внешним связям и назначил его председателем Владимира Путина.

Во время августовского путча, 20 августа 1991 года, Путин (как он сам вспоминает) подал повторный рапорт об увольнении из КГБ, который был на следующий день подписан; из КПСС не выходил (прекратил членство в связи с её запретом 6 ноября 1991).

В 1991 году Путин предложил режиссёру Игорю Шадхану снять цикл телефильмов «Власть» о команде Собчака, после чего было записано первое интервью с Путиным. По его собственным словам, причиной было желание публично рассказать о своей работе в КГБ.

В декабре 1991 года Собчак назначил Путина председателем Наблюдательного совета по казино и игорному бизнесу. По признанию Путина, меры по контролю за игорным бизнесом были безуспешными: несмотря на то, что контрольный пакет акций всех казино города принадлежал муниципальному предприятию, «все деньги со столов уходили чёрным налом».

Муниципальное предприятие «Нева-Шанс» являлось соучредителем компании «Казино Нева»; оба предприятия были зарегистрированы по адресу Комитета по внешним связям. В 1993 году в ходе прокурорской проверки выяснилось, что все игорные заведения в городе, кроме казино «Адмирал», принадлежащего «Казино Нева», работают без лицензии, а выдача разрешения на занятие игорным бизнесом фирме «Ленатракцион» за подписью Путина была незаконной. В интервью «Новой газете» японский предприниматель Киничи Камиясу рассказал, что в начале 90-х лидеры малышевской ОПГ Геннадий Петров и Сергей Кузьмин приглашали его к участию в создании «Казино Нева». В то время он являлся представителем фирмы, занимавшейся поставкой игровых автоматов; по его словам, Петров и Кузьмин полностью контролировали «Казино Нева», а также имели влияние на налоговую службу. В 1993 году суд взыскал 15 миллионов рублей с предприятия «Невская мелодия», также являвшегося филиалом «Невы-Шанс». Как утверждает Киничи, решение было связано с желанием Петрова и Кузьмина завладеть казино своего конкурента Владимира Кумарина

Расследование деятельности Комитета мэрии по внешним связям (1992)

10 января 1992 года Ленсоветом была создана депутатская рабочая группа по расследованию деятельности Комитета мэрии по внешним связям во главе с Мариной Салье и Юрием Гладковым. Скандал был связан с действовавшей тогда программой, которую осуществлял КВС во главе с Путиным и содержание которой сам Путин впоследствии определил так: «[бизнесменам] разрешают продать за границу товары, главным образом сырьевой группы, а они под это обязуются поставить продукты питания»; эта схема считалась единственным вариантом выхода из продовольственного кризиса. Путин обвинялся в том, что «выдавал лицензии на вывоз за рубеж для продажи по бартеру нефти, леса, цветных и редкоземельных металлов сомнительным и малоизвестным фирмам, зачастую созданным накануне. Помимо этого, в большинстве случаев лицензии выдавались заранее — до заключения договоров с западными партнёрами и без предъявления документов о наличии товаров»[11]. Путин обвинялся в том, что назначал демпинговые цены, и в результате нанёс городу значительный материальный ущерб. По мнению М. Салье имели место «фантастические, баснословные размеры комиссионных, которые предусматривались все теми же договорами, — от 25 до 50 %. При этом санкции за непоставку продовольствия были ничтожны» Отмечается в частности, Путин лично выдавал лицензии на поставку нефтепродуктов фирме, во главе которой стоял дважды судимый уголовник, арестовывавшийся за махинации также в США; что он заключил договор на сумму 6 миллионов немецких марок с фирмой, уставной капитал которой составлял 16 тысяч марок. С другой стороны, по словам М. Салье, если цены на сырьё занижались, то цены на продовольствие завышались, хотя и не столь существенно;«но, поскольку объёмы были большие, разница была очень существенная, что, несомненно, наносило ущерб городу.» По оценкам М. Салье, только от договоров с сомнительными фирмами город претерпел ущерб не менее 92 млн долларов. Кроме того, М. Салье отмечает таинственные «исчезновения» сырья. Отмечаются такие факты, как "исчезновение 997 тонн особого чистого алюминия стоимостью более 717 млн долларов. По словам М. Салье, «договора и лицензии на этот вид ресурсов депутатской группе не были предъявлены». «Точно также исчезло неизвестно куда 20000 тонн цемента. Осталось также 100000 тонн хлопка на сумму 120 млн долларов, и т. д., и т. д.» С учётом этих «исчезновений», Салье определяет ущерб, нанесенный Путиным городу, в 850 млн долларов.

Выводы комиссии, подписанные 23 марта, гласили, что КВС не соблюдал важнейших условий, гарантирующих осуществление любого из подписанных контрактов; большинство подписанных им договоров являлись юридически ущербными и могли быть признаны недействительными; все выданные им лицензии были незаконны; в действиях Путина и его заместителя Аникина просматривалась «особая заинтересованность в заключении договоров и выдачи лицензий определённым фирмам и лицам»; КВС принял на себя несвойственные ему функции оптовой организации, не имея в то же время ценовой политики;. Путин и Аникин проявили «полную некомпетентность, граничащую с недобросовестностью при составлении договоров, лицензий, иных документов, беспрецедентную халатность и безответственность при представлении документов депутатской группе, что подтверждается многочисленными расхождениями данных в разных документах»; основная задача, поставленная перед КВС мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга), — обеспечение существенных поставок в город продовольствия в первом квартале 1992 г.- выполнена не была. Комиссия рекомендовала отстранить Путина и Аникина от занимаемых должностей и направить материалы в прокуратуру. Ленсовет одобрил действия комиссии и её рекомендации, постановив:

2. Согласиться с основными выводами и рекомендациями, изложенными в прилагаемом отчёте депутатской группы.
3. Отметить неудовлетворительную работу Комитета по внешним связям (…).
4. Предложить мэру Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям председателя Комитета по внешним связям при мэре В. В. Путина и начальника Управления внешнеэкономических связей комитета А. Г. Аникина.
7. Передать материалы, подготовленные рабочей депутатской группой, в прокуратуру Санкт-Петербурга.
Продолжение в следующих публикациях