2,8K подписчиков

Песнопения и молитвы

2,5K прочитали

«Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа» – писал Георгий Васильевич Свиридов. И еще, о себе – «Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Но, вот я такой как есть — русский человек. И этим горжусь. Надо гордиться, что мы — русские люди!».

«Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа» – писал Георгий Васильевич Свиридов. И еще, о себе – «Я не считаю, что я лучше других, более замечательный.

И это автор музыки к 13 кинофильмам, Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственных премий, обладатель многочисленных наград, создатель знаменитого на всю страну «Время, вперёд!»… И еще член правления Союза композиторов, депутат Верховного Совета РСФСР, тот, за чьей подписью 17 сентября 1958 года в «Правде» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», положившая начало травле Марка Бернеса… С кем он тогда боролся и насколько потом чувствовал себя инквизитором?

Над циклом «Песнопения и молитвы для хора без сопровождения» Свиридов работал почти двадцать лет, в последние годы своей жизни, и не завершил его.

Однако он совершил практически чудо, вернув абсолютно русскую музыку русскому слушателю – уже отвыкшему, отученному от духовности, присущей мелодике прошлых веков. Советскому человеку, переученному веком двадцатым, – музыка должна звать товарищей вперед, к победе, к подвигу, будить в них то, что называется «настоящим человеком». Но когда пал колосс Союза, что осталось от новой духовности без веры?

«Песнопения и молитвы» Свиридова ищут отклик не просто в душе – но в том, что православие ставит над душой, в духе, соединяющем каждого человека с Богом. Музыкальность «Песнопений», берущая исток в глубокой и чистой сокровенности церковного хорала, переходит в открытость оперную – но в «несказочной», не в исторической ее ипостаси, но в выразительной, самобытной. Свиридов использует широчайший тембр хорового пения. И открывает завесу душевной «заношенности», отягощенности бытом, бренности – над просторами невероятной по своей силе красоты. Но основной, всепроникающей темой цикла остается глубокая задумчивость человека, обратившегося к Богу и вдруг – увидевшего его.

Слушать на YouTube »

Послушать и скачать в хорошем качестве композицию можно в нашем телеграм-канале https://t.me/classmus