Психолог семейного центра «Журавушка», расположенного на Западе Москвы, – о том, как бороться с буллингом.
Травля в детских коллективах – распространенная проблема. Причем причиной плохого отношения может стать любой признак, отличающий ребенка от остальных: черты внешности, ношение того или иного предмета одежды, воспитание, особенности характера и многое другое.
О том, что делать, если ребенок оказался объектом травли, ее свидетелем или агрессором, рассказал психолог семейного центра «Журавушка» Сергей Леонтьевым.
По каким признакам можно понять, что ребенок стал жертвой травли?
Первый признак – когда ребенок не хочет куда-то идти. В школу, на кружок, в секцию. Причем обычно дети, ставшие жертвами травли, отказываются объяснять, почему они больше не хотят ходить в то или иное место. Дети не объясняют причин, потому что это нестандартная ситуация: если сказать «мне больше неинтересно рисование, я не буду на него ходить» довольно легко, то в ситуации с травлей ребенку может быть стыдно, он может испытывать вину. Психика ребенка устроена таким образом, что ему проще не объяснять, чем посвящать родителей в подробности сложившейся ситуации.
Если говорить о подростках, которые стали объектами травли, то они склонны винить в произошедшем себя, рефлексировать, и им еще сложнее поделиться со взрослыми.
Кто обычно становится жертвой травли? Можно ли по каким-то признакам выявить «группу риска»?
Поводы для травли настолько разнообразны, что нельзя что-то сказать наверняка. Например, в практике нашего центра был случай, когда мальчика начали травить за то, что он ел ножом и вилкой во время обеда, а другой мальчик стал жертвой агрессии из-за того, что его мама считала, что рубашки определенного цвета красиво оттеняют цвет его глаз, и покупала ему только такие.
Обычно коллектив начинает «проверять» таких детей – обращать на них внимание, осторожно подкалывать. Как правило, проверять начинает кто-то один, формальный или неформальный лидер коллектива. И если ребенок проявляет хоть малейшую слабину – начинается травля.
Как помочь ребенку, который стал объектом нападок?
Для начала стоит поговорить с классным руководителем, педагогом кружка, или любым другим взрослым, который руководит детским коллективом. Стоит уточнить у педагога, действительно ли ребенок подвергся травле, попросить его понаблюдать за ситуацией в коллективе и выяснить, кто является главным задирой.
После этого можно попросить учителя провести беседу. Иногда детям-агрессорам хватает строгого внушения со стороны авторитетного педагога и визита родителей в школу.
Если же учитель не готов проводить такую работу, или разговоры с детьми-агрессорами не принесли никакого результата, то остается только один вариант – забрать ребенка из коллектива, где отношения не сложились. И если перестать ходить в секцию довольно просто, то менять школу родители обычно не спешат. Но если отношения с одноклассниками натянутые – это все же стоит сделать, потому что адаптация в новом коллективе в любом случае будет менее болезненной, чем пребывание в старом классе.
Но перевод ребенка в другую школу – это не решение проблемы, а бегство от нее. Не будет ли это в дальнейшем иметь последствий для психики?
Будет. Поэтому обязательно нужно обращаться к психологу, и разбирать проблему с ним. Причем психолог нужен всем членам семьи.
Как ни парадоксально, ребенок, который становится жертвой травли, чаще всего имеет проблемы в семье. Когда мы говорим «проблемы в семье», на ум приходят какие-то довольно очевидные вещи: пьющие или неблагополучные родители, скандалы между мамой и папой. Но часто причина не в этом. Возможно, родители настаивают на ношении определенной одежды, или мама приучила ребенка сидеть в строго определенной позе. Это тоже может стать причиной для травли – ведь современные дети привыкли ходить в толстовках, и сидеть в расслабленных позах.
Но ведь часто бывает и по-другому. Один мальчик из класса приходит с новой прической – и на следующий день все дети приходят в школу с такими стрижками. А другой ребенок наоборот, становится объектом агрессии, если добавит в свой внешний вид что-то необычное. Почему так происходит?
Это зависит от ребенка. Перемены во внешности точно вызовут интерес со стороны сверстников и преподавателей – и не всегда этот интерес будет положительным. Если один будет смелым, не отреагирует на нападки и будет стоять на своем – его не тронут и, возможно, даже станут подражать. Дети чуют сильную личность – она им интересна, за ней хочется тянуться. А вот забитый ребенок, который расплачется в ответ на внимание к своей персоне, рискует вызвать волну агрессии. Откуда берется эта забитость? Часто в этом опять виноваты родители: не давали ребенку своевременно социализироваться, не предоставляли возможности играть и общаться с другими детьми с раннего возраста. За этим-то таким семьям и нужен психолог: разобраться, что не так.
Что насчет агрессора? Является ли травля других детей сигналом, что этому ребенку тоже нужна помощь?
Да, помощь в любом случае нужна – агрессия, направленная в сторону других детей, всегда служит сигналом, что с ребенком что-то не так. Это также могут быть проблемы в семье, генетика, ошибки в воспитании.
Кстати, часто агрессорами становятся те, кто сам ранее подвергался травле или насилию. Конечно, это не правило, однако часто случается. Это нужно учитывать – такому ребенку тоже нужна психологическая помощь.
А как поступить с теми, кто оказался наблюдателями травли? Против коллектива пойти будет страшно, и ребенку точно понадобится совет.
Обязательно нужно дать сигнал классному руководителю или педагогу кружка – словом, взрослому, который руководит этим детским коллективом. Молчание – равно соучастие, и поэтому такую информацию ни в коем случае нельзя скрывать.
Стоит ли пытаться «перекроить» ребенка, который стал жертвой травли? Попытаться сделать из тихони уверенного в себе лидера?
Тихоня – не антоним уверенного в себе лидера. Ребенок, который любит спокойный досуг, не всегда забитый и неуверенный. Тут скорее может помочь развитие навыков общения и повышение самооценки. Можно попробовать отдать ребенка в секцию или кружок по интересам, но психолога все же посетить стоит – он даст азы, а дальше ребенок уже справится сам.
Отмечу только, что стоит выбирать коллективы, где дети будут ровесниками. Так будет проще адаптироваться и приобрести навыки общения.
Когда ребенок переходит в новый класс или идет в секцию, родители, да и ребенок тоже, волнуются о том, как пройдет адаптация. Как можно это спрогнозировать? На что обратить внимание?
Эта ситуация довольно непредсказуема. Но можно воспользоваться сарафанным радио: например, написать в группе района свой вопрос. Найти родителей детей которые уже учатся в новом классе или посещают кружок, спросить их о педагоге. Возможно, окажется, что педагог попустительски относится к своим обязанностям, а возможно, он наоборот, имеет непререкаемый авторитет в классе – это то, что нужно.
Как подготовить ребенка, пережившего травлю, к вхождению в новый коллектив?
Как мы уже говорили, детям с опытом травли нужна работа с психологом. Также можно заранее познакомить его с учителем, чтобы он не боялся.
Кстати, принимать решение о переводе в новую школу тоже нужно только совместно с ребенком. Возможно, он попросит выбрать какую-то специализированную – например, с углубленным изучением иностранного языка или технический класс. Нахождение среди детей с похожими интересами всегда положительно влияет на психику и социализацию.