Иногда надоедает сидеть в Москве, но надолго уехать не получается. В таком случае выручают однодневные экскурсии. Мой выбор пал на маршрут «Фабричное Раменское и дачные Кратово и Малаховка» от проекта «Москва, которой нет».
Первая остановка была в Малаховке, когда-то здесь жили или бывали Федор Шаляпин, Лиля Брик, Владимир Маяковский.
В 1902-1903 годах здесь был построен деревянный храм апостолов Петра и Павла. Есть предположение, что храм построен по проекту архитектора А.В.Щусева.
В 1934 г. власти запретили колокольный звон, а в 1937—1938 гг. храм был закрыт. Но говорят, что службы здесь продолжались.
Малаховка была достаточно крупным дачным поселком. Здесь даже существовал свой театр — Летний театр (он же «Малаховский театр»), в котором выступали Федор Шаляпин и Алиса Коонен. В 1915 году на этой сцене в спектакле «Тот, кто получает пощёчину» дебютировала Фаина Раневская. Но до наших дней театр к сожалению не сохранился.
Дачи здесь сохранились до сих пор, как новые, так и исторические.
Поскольку люди жили здесь подолгу, здесь была построена и школа, открытая благодаря семье Телешовых. Здесь совместно обучались мальчики и девочки, что для того времени было редкостью.
Поскольку автобус, на котором мы ехали из Москвы в Малаховку, сломался, то маршрут пошел не так, как изначально планировался. Кратово пропустили и поехали на электричке в Раменское. Начали прогулку по Раменскому по фабричному городку.
Бумагопрядильная фабрика была основана в начале XIX века. Управляющим её с 1856 года был Ф.М. Дмитриев. Федор Михайлович начинал на Раменской мануфактуре обычным ночным смотрителем за работой машин, но уже через несколько лет Малютин поставил его руководителем.
Внутри сохранились исторические интерьеры, но от цехов ничего не осталось...
Между корпусами фабрики есть переходы, но опять же, не всё сохранилось.
Вот так выглядит несохранившаяся часть перехода.
На территории фабрики были и своя столовая, и своя больница.
Один из корпусов сгорел в 80-е годы прошлого года. Но сейчас его хотят восстанавливать, кроме этого есть проект по восстановлению всего фабричного комплекса.
Рядом с фабрикой располагаются жилые корпуса, тут были общежития и для семейных, и для холостых, и особенный — для тех холостых мужчин, в которых видели перспективный рост.
Камень установлен на месте, с которого в 1831 году началось развитие города Раменское, о чём гласит надпись на мемориальной доске: «Бульвар Фабричный создан на месте, положившем начало нашему городу 1831-2003»
Комплекс из ресторана, бани и отеля располагается там, где еще 100 лет назад были бани.
А так они выглядели.
С 3-го этажа открывается вид на Фабричный бульвар, школу, жилые дома.
После обеда посетили Раменский историко-художественный музей. Тут есть весьма интересные экземпляры, всё показывать не буду, но скажу, что музей точно стоит внимания.
Здесь представлена и продукция фабрики
И бытовые предметы домашней обстановки.
На макете можно посмотреть как выглядел город.
Поблизости от Раменского располагалось несколько усадеб, и в музее можно увидеть предметы обстановки, картины.
Один из моих любимых экспонатов — комплект кресел из усадьбы Фонвизиных «Марьинка» Бронницкого уезда. Про них я уже писала.
А это солнечные часы, а точнее часы с будильником. Линза направляет солнечные лучи на запал пушки и поджигает его в определенный момент. Часы таким образом сообщают определенное время
Отдельный зал посвящен гжельской керамике.
Экскурсовод рассказывает и про добычу глины, и про её обработку, и про роспись изделий.
Но здесь представлена не только посуда, но и скульптура разного размера.
Балерина меня поразила)
А как вам вот такой «журнал»? На самом деле — сухарница из фаянса производства завода М.С. Кузнецова.
После музея еще немного прогулялись по городу, я конечно же не смогла пройти мимо граффити
А вот так красиво выглядит школа. Я бы хотела в такой учиться)
Завершили маршрут посещением двух храмов — Бориса и Глеба и Троицкого.
Все таки мне в Раменском очень нравится, я бы в теплое время года еще раз сюда приехала прогуляться.
Про Кратово был лишь небольшой рассказ уже по пути обратно в Москву.
В 1912году по инициативе председателя Общества Московско-Казанской железной дороги Николая Карловича фон Мекка, здесь было начато строительство первого в России города — сада (населенного пункта, который сочетает в себе лучшие качества города и деревни) для служащих железной дороги по проекту В.Н Семенова. Завершению помешала Первая мировая война и революция 1917 года.
Главными улицами города-сада стали классические три луча, расходящиеся от железнодорожной станции. Центральный луч соединял привокзальную и центральную площади, где предполагалось разместить административные здания. Боковые улицы-лучи должны были связать церковь, больницы, школы, бани, театр, а также подходы к пруду и Москве-реке.
Жилые дома проектировали известные архитекторы – Алексей Щусев, Александр Таманян, Александр Иваницкий, Николай Буниатов. При строительстве предполагалось учитывать потребности и возможности разных категорий железнодорожных служащих. Дома сразу снабжали водопроводом и канализацией, рядом с ними высаживали деревья.
Вот такой получилась моя поездка благодаря сообществу mosblog - https://mosblog.livejournal.com/
Ссылки на проект "Москва, которой нет" - https://moskva.kotoroy.net/ и https://www.facebook.com/mkn.ru/