Найти в Дзене
Максим Rebuser

LED ZEPPELIN: PHYSICAL GRAFFITI (1975)

Album Rating = 7

1) Custard Pie 2) The Rover 3) In My Time Of Dying 4) Houses Of The Holy 5) Trampled Under Foot 6) Kashmir 7) In The Light 8) Bron-Y-Aur 9) Down By The Seaside 10) Ten Years Gone 11) Night Flight 12) The Wanton Song 13) Boogie With Stu 14) Black Country Woman 15) Sick Again.

К этому времени группа вдруг задумала выпустить двойной album, а нового материала на такую амбициозную задумку явно не хватало. Хотя у группы и было фактически неограниченное время на его сочинение. Но оно было потрачено в т.ч. и на всякие другие дела: на всю эту кутерьму и шумиху вокруг их нового собственного лэйбла "Swan Song", бесконечные светские приемы-рауты, сделки с недвижимостью, отдых, монтаж фильма и т.д. Ясно, что в таких условиях создать даже одинарный альбом не так-то просто. Поэтому для осуществления их плана пришлось поднимать архивы с неизданными вещами разных времен. Причем в основном это были номера в более или менее легком стиле. И Джимми особо не заморачивался с сочинением новых акустических баллад. В итоге можно догадаться, что материал тут довольно разноплановый. И это является одновременно и "+", и "-" . Плюс в том, что здесь наглядно демонстрируются способности группы играть в разных стилях (хотя их кол-во, естественно, крайне ограничено). И вы явно не станете скучать тут от однообразия музыки. Минус же парадоксальным образом также заключается именно в неровности этого материала: композиторские мозги Пейджа старых времен были не совсем равны им же в момент записи новых песен, поэтому некая условная наивность старого материала особенно видна тут при его сравнении с новым. К тому же непосредственно по своему качеству песни распределены тут неравномерно. Т.к. самые сильные и удачные вещи были представлены в начале, т.е. на первом диске. Т.е. это первые 6 песен. После чего на диске № 2 начинаешь уже откровенно скучать.

Но стартует альбом очень мощно, потому что Custard Pie обладает чуть ли не самым забойным и сильным тяжелым риффом отсюда. На котором почти целиком и держится весь всесокрушающий эффект этой песни. Да, Пейджи просто маниакально ломит тут этот зверский рифф, который поддерживается не менее агрессивной и энергичной игрой ударных. И при том, что они вынуждены почти шаг в шаг следовать за гитарой (читай, копировать ее), то в конце концов выписывают тут довольно своеобразный ритмический рисунок. Но вот вокальную мелодию Бобби уже не назовешь такой уж впечатляющей. Не сказал бы, что и сам его вокал в полной мере достиг тут дикой злой энергетики гитарного риффа. Да, голос, как ни крути, изнашиваеся все же быстрее гитар. The Rover, как ни странно, записана в 72-ом году. А ни странно, вернее странно потому, что стилистически она ну ни в какую не вписывается в их тогда создаваемый будущий альбом "Houses Of The Holy". Да и приткнуть ее в этом плане к их легендарному безымянному альбому тоже не представляется возможным. А это значит, что песня как бы "зависла" в воздухе и является каким-то совершено обособленным в стилистическом плане творением. И раз уж на то пошло, то она звучит так, как будто была сочинена Джимми в момент создания именно этого альбома. Ну да, она звучит довольно "по-современному". А теперь плохие новости. Эта вещь довольно блеклая. И я, хоть убей, не могу вспомнить мелодии оттуда. Да, она заслуживает звания самой неинтересной здесь (хотя и на втором диске хватает "посредственностей") и является единственным изъяном первого диска. Но главная странность этой вещи, - это ее инструментал. Т.к. песню нельзя отнести ни к акустике, ни к их классическим хардовым номерам. Потому что тут отсутствует увесистый тяжелый гитарный рифф. А вместо него есть какой-то "тонюсенький" проигрыш. И я бы целом отнес эту вещь больше к стилю "металл", чем к "хард-року". А вот в In My Time Of Dying....о даааа....там-то заметный хард-рок риффчик есть. А вообще этот номер представляет из себя переработанный кавер классической госпеловской песни с тем же названием (хотя она известна также и как "Jesus Make Up My Dying Bed"). Хотя наши герои как всегда случайно забыли упомянуть этот факт в кредитах (графе авторства) песни и там красуются только лишь их имена. Подготовка к мощной драйвовой части тут идет довольно долго. Все эти чередующиеся переходные отрывки разной степени энергетики тут значительно затянуты. И Джимми начинает свои жесткие запилы лишь на 3:45. Да, именно эти однотипные "прессующие" риффы-марши и являются главным развлекающим элементом песни. И каждый раз их коротенькая серия прерывается "перегазовывающими" проигрышами в стиле хэви-металл (впервые с 3:50). Сочетаясь, все вместе это звучит реально классно! А также серии этих риффово-металлических забегов разбавляются незамысловатыми, но фирменными супердрайвовыми гитарными импровизациями Джимбо. Насчет Роберта, - не сказал бы что он выступил тут впечатляюще. Его роль во время всего этого"безобразия" сводилась лишь к каким-то банальным и невнятным выкрикам. Но в следующей за этим Houses Of The Holy он звучит более спокойно и тут уже нет всех этих трагических страстей. Эта вещица, как несложно догадаться по названию, была записана во времена создания их прошлого альбома. В ее основе, - один из самых ярких, веселых и запоминающихся гитарных риффов за все их творчество. Он имеет как бы некую циклическую структуру. И само его звучание Джимми как всегда сделал очень интересным. Мелодия Планта крайне простенькая. Но во взаимодействии с этим балдежным риффом достигается просто огненный общий эффект. Главный же рифф Trampled Under Foot уже не так ярко выражен и звучит уже в более низких и басовых тональностях. А главной изюминкой этой супермощной вещи как раз и является ее зверская и подобная бомбежки ритмика. О да, этот ритм действительно обладает некой зловещей гипнотической энергетикой. И хотя песня и несколько монотонна и не может похвастаться изобретательными мелодиями, но благодаря мистическому влиянию упомянутого выше ритма вам действительно не хочется, чтобы она кончалась. Говоря о мистике, - группа определенно достигла наивысших высот в этом плане в фантастической Kashmir. Наряду с No Quarter эта вещь является, возможно, самой глубокой, атмосферной и "неземной" во всем их творчестве. И естественно ее потрясающий мистический эффект достигается тут прежде всего благодаря этому величественному беспокойному потустороннему гитарному риффу. Да, с технической т.з. он до безобразия прост и его уже через пару минут сможет сыграть любой впервые взявший в свои руки гитару человек. Но, maaaan.....как же он ЗВУЧИТ! Эти его интонации пробирают просто до мурашек.. Но на этом достоинства песни отнюдь не заканчиваются. Да тут вообще нет слабых мест ни в каком плане. Ритмика, - тоже супер. Они идеально гармонирует с общей атмосферой по темпу и звучанию и помогает "гипнотизировать" слушателя. Другой инструментал, как-то прекрасное "восточное" оркестровое скрипичное сопровождение, также вписался сюда просто идеально и звучит тут захватывающе масштабно и эпично! А зацените эти "страшные" мрачные проигровки с 2:12. В какие неведомые ирреальные глубины вторглась группа, играя их! Крайне радует также и вокальная мелодия Роберта: она так мистична и загадочна. И в то же время его вокал иногда взмывает тут на такие высоты страсти и эмоциональности! Дааа...если бы понадобилось выбрать и слушать лишь одну песню отсюда, то я безусловно выбрал бы Kashmir.

Но после грандиозного окончания первого диска на 2-ом, как я уже говорил, идет некий спад качества. Хотя In The Light в какой-то степени и пытается воссоздать величественный размах 1-ой части альбома. Но этот номер не слишком убедительный. Например, хотя главный гитарный рифф отсюда по-прежнему звучит весьма размашисто и объемно (и неплохо "продувает" всю песню), в целом он создает впечатление некой вялости. И в эмоциональном и энергетическом плане он явно подрастерял. Еще хуже дела обстоят с Плантом. Т.к. его мелодия уже вообще скучна. Но кто порадовал здесь, - так это наш суперпрофессионал-скромняга Джон Пол. Его синтезаторные рисунки тут просто бесподобны. Зацените это его невероятно атмосферное вступление (которое опять повторилось и в середине). ВЫ реально растворяетесь в нем и уноситесь в какие-то иные измерения! Но в целом все же замечу, что, в отл. от 1-го диска, именно записи 74-го года звучат тут слабо. К примеру, никогда не понимал, что же такого особенного в Ten Years Gone. Ведь это ваша обычная средняя серенькая балладочка, и ни граммом больше. Ни впечатляющего гитарного риффа, ни каких-либо вокальных высот (я уж молчу про мелодию), - ничего этого тут не найти. А в The Wanton Song пошел уже какой-то откровенный трэшак. Прежде всего неприятно поразило, насколько неудачный рифф придумал сюда Пейджи. Он вышел тут максимально монотонным и практически однонотным. И по банальности догнал среднестатистический металл-рифф. Прибавьте к этому еще и какой-то вымученный вокал Боба. А этот банальный и почти уже фанковый проигрыш с 0:59? Нет, определенно не этого ждешь от Led Zeppelin. Sick Again. Тут риффчик уже поинтереснее и позажигательнее. И обладает какой-то странной и сильно растягивающейся структурой. Хотя по-прежнему больше звучит в металлическом, чем в хард-роковом стиле.

Теперь про невосшедшие в прошлые альбомы, но вдруг включенные сюда вещи. Как можно догадаться по названию, у нас тут есть изъятый из сессий к 3-му альбому небольшой инструментальчик Bron-Yr-Aur. Этакий легкий небольшой лучик света в тяжелой мрачной громоздкой атмосфере всего альбома. Очаровательная и милая акустическая вещица от Джимми, где даже можно найти и некую небольшую таинственную глубину. А также чудесные волшебные гитарные "переплетения". Down By The Seaside, - из сессий к безымянному альбому. А эта вещь замечательна конечно же прежде всего этим изысканным сыплющимся синтезаторным "завесой-дождем" от Джонси (впервые с 0:43). А также неплохим сопровождающим это хорам. Мелодия Робби мечтательна и даже с неким философским оттенком. В середину для разнообразия вставлен простенький переходный проигрыш (с 2:08). А в целом этот номер сыгран в неком ретро-стиле. Скажем, стиле 50-х годов. Night Flight и Boogie With Stu записаны приблизительно в то же время. Первая из них весьма посредственна и безлика, поэтому останавливаться на ней не буду. А вот Буги, - прекрасный пример того, насколько веселы и зажигательны могут быть эти ребята! Т.к. тут находим настолько улетную и "огненную" подачу этого буги, что я просто не представляю себе человека, которого это не могло бы развлечь. Крайне заводная и интересная ритмика, окутанная балдежными басовыми проигрышами. Стильные легкие терзания мандолин, лаконичные но суперские пианинные переборы. И конечно же, возможно, самый впечатляющий на всем альбоме вокал. Да, я нечасто хвалю Роберта здесь, но в этом номере он выложился на полную катушку. И звучит тут потрясающе вдохновенно и мощно. Хотя и чуть по-хулигански:). И в заключении сюда закинут еще outtake с их 5-го альбома, прозванный Black Country Woman. В то время группа пребывала в весьма легкомысленном и игривом настроении. Поэтому неудивительно, что они оставили там во вступлении некие свои рабочие разговорчики. В частности, Патрик поинтересовался, стоит ли вырезать случайно попавший на пленку звук пролетающего мимо самолета. Ну вырежи, Джимми, вырежи! Не спрашивай, а просто вырежи. Нашел же у кого спросить. Какого ответа ты ждал от Роба? Я лично другого и не ждал. После чего немедленно начинаются некие "крестьянские" отрывистые акустические проигрыши. И, надо сказать, весьма изобретательные и интересные. Кроме того, тут также классная ритмика. А еще Боб опять взял в рот гармошку, что почти всегда гарантирует какой-то оригинальный проигрыш. А еще тут нависает какая-то явно сельская атмосфера... И не только из-за названия песни.