Найти тему
МТС Банк

Хочу свой бизнес right meow!

Шаг №1: проводим ревизию

Если вы точно знаете, чем хотите заниматься, – прекрасно! Если нет, то воспользуйтесь контрольными вопросами:

– Я могу и хочу производить продукт (например, сайты, сувениры, авторскую одежду) или оказывать услуги (делать маникюр, доставлять грузы, проводить аудит бухгалтерской отчетности, консультировать подростков по выбору профессии и др.)?

– Мне больше нравится заниматься продуктом (делаю все сам, я – творец, я – эксперт) или управлять бизнес-процессами (делегирую задачи, я – управленец)?

– Какие у меня есть ресурсы и навыки для... (производства продукта, оказания услуг, найма сотрудников, управления ими и др.)?

– Каких ресурсов и навыков мне не хватает? (Не умею настраивать рекламу, не знаю, как создать сайт, не умею водить машину и т. д.)

– Чего я точно делать не умею и не хочу? (Скажем, общаться с клиентами, решать юридические или бухгалтерские вопросы и др.)

Из этих ответов складывается определенная картина.

Такая: «Я – творец, мой навык – хорошо рисовать животных. Хотел бы открыть небольшую студию: клиенты присылают мне фотографии питомцев, я делаю красивые рисунки с подписями, которые потом можно напечатать на футболках, сумках-шопперах, блокнотах. Я могу красиво оформить группу в соцсети или аккаунт в инстаграме (с сайтом будет посложнее), но не представляю, как продвигать свои услуги. Где искать клиентов? Откуда взять деньги на рекламу? Если закажут футболку с рисунком, где ее купить? Где напечатать? Как отправить в другой город или страну?..».

Или вот такая: «Я – управленец. Хорошо разбираюсь в сфере логистики, поэтому хочу организовать свою транспортную компанию. Знаю, где найти первые заказы, чтобы показать качество работы, но нужны: водители, транспорт, сайт, возможно, офис... Переживаю, как нанять таких людей, чтобы можно было им доверить груз, как отвечать, если с грузом проблемы? У компаний есть целый HR-отдел, страховка, бюджет на форс-мажоры, а у меня нет...».

С этим уже можно работать дальше.

Шаг №2: обучение

На предыдущем этапе вы определили, каких знаний и навыков вам не хватает. Подумайте, сможете ли вы их оперативно и бюджетно освоить? Например, если вы – иллюстратор и понимаете, как оформить группу в соцсети, то не составит большого труда посмотреть несколько бесплатных вебинаров и тьюториалов и собрать красивый одностраничный сайт в бесплатном же конструкторе. А вот если вы далеки от этой темы и не готовы учиться, то логичнее будет такой сайт заказать.

Также помните, что вы не уникальны: у новичков в бизнесе чаще всего похожие трудности. И даже если кажется, что вы во всем разобрались, не помешает взгляд со стороны. Только просить совета и помощи лучше не у лакированных инфобизнесменов, которые продают свою курсы.

Вот, какие есть бесплатные варианты:

– в Центрах занятости населения, при условии, что вы оформитесь в качестве безработного, можно пройти курсы для начинающих предпринимателей + вам помогут оформить бизнес-план, а еще есть шанс получить субсидию от государства на старт,

в каждом регионе есть Центры поддержки и развития предпринимательства, где юристы, бухгалтеры и другие специалисты дают консультации, читают лекции и проводят семинары,

– такие же образовательные мероприятия часто устраивают бизнес-инкубаторы (кстати, там же вы узнаете, как стать их резидентом!).

Что важно: всех этих специалистов вы можете спрашивать не только «Что лучше, ООО или ИП для моей ситуации?», но и «Что думаете о моей бизнес-идее?». А чем больше отзывов и мнений вы соберете, тем лучше.

Шаг №3: тест-драйв

Опытные бизнесмены не вкладываются в новый (даже очень интересный и вроде бы перспективный!) проект сразу, пока не увидели хотя бы MVP (minimum viable product) – минимально жизнеспособный продукт.

Если у вас есть продукт в прямом смысле слова – сумка ручной работы, картина, настольная игра, вы можете:

– предложить его для реализации в тематический магазин или предпринимателю, который намерен участвовать в выставке, ярмарке и других выездных мероприятиях,

– отправить блогерам, экспертам, в тематическую редакцию с условием дать честный отзыв,

– если вы четко представляете портрет своего клиента, найдите тематическое сообщество и предложите протестировать продукт его типичным представителям.

«Услуга за отзыв» – популярный формат, который отлично работает на обе задачи – и тестирование качества, и привлечение новых клиентов.

Что важно: не каждый мастер своего дела хочет и должен строить мировую бизнес-империю. Попробуйте себя в роли самозанятого. Удобный сервис поможет фиксировать поступления от клиентов, в том числе – юрлиц, рассчитывать и платить налоги, а с бонусами от партнеров вы легко разберетесь с созданием сайта, страхованием ответственности и прочими важными вещами.

Почувствуете, что справляетесь, а количество довольных клиентов только растет, – всегда сможете зарегистрировать ИП или ООО, нанять сотрудников и масштабировать свое дело.

Шаг №4: финансирование

Есть стереотип из 90-х: «чтобы начать бизнес, продал машину/квартиру». В 2020-м вы спокойно можете взять потребительский экспресс-кредит в МТС Банке до 1,1 млн рублей и даже не предоставлять никаких справок о доходах. Для старта этой суммы вполне достаточно, и помните: в наши дни не для всего нужны «живые» деньги:

– например, вы можете скооперироваться с таким же новичком и получить тот же сайт по схеме «услуга/продукт за отзыв»;

– многие сервисы предлагают бесплатные периоды для теста, где-то – неделю, где-то – месяц, если серьезно подойти к вопросу, то хватит и суточного доступа, чтобы проанализировать свою аудиторию в соцсети или создать серию простых рекламных картинок;

– не забывайте про разнообразные акции, так, если вы открываете расчетный счет в МТС Банке, можете воспользоваться услугой «МТС Маркетолог» и получить 4 тысячи рублей в подарок, чтобы рассказать о своем бизнесе потенциальным клиентам – уверены, у вас их будет много!