Новость о том, что Сирийские войска установили контроль над главной транспортной артерией Сирии, я опубликовал в этот вторник, но она как-то фоном прошла серди других новостей, а зря и вот почему:
M5 - это стратегическое шоссе, которое начинается в южной части Сирии, недалеко от границы с Иорданией, и простирается на север до города Алеппо, недалеко от турецкой границы.
450-километровое шоссе соединяет четыре крупнейших города страны и населенные пункты: Дамаск, Хомс, Хама и Алеппо, пересекая провинцию Идлиб.
До начала гражданской войны, автомагистраль M5 служила экономической артерией для Сирии - главным образом, питая промышленный центр страны Алеппо. По оценкам экспертов, в разгар торгового бума Сирии, незадолго до начала войны, по дороге перевозили грузов на 25 миллионов долларов в день.
Шоссе было коридором по которому доставляли пшеницу и хлопок с востока и севера Сирии до остальной части страны. Это также была дорога, используемая для обмена товарами с региональными торговыми партнерами, такими как Иордания, Саудовская Аравия и другими арабскими государствами, в том числе м с Турцией.
Тот кто контролирует М5, контролирует всю Сирию!
В 2011 году начались протесты против правления семьи Асада, толчком послужила волна восстаний в арабском мире.
В 2012 году, Асад, начал утрачивать контроль над главной транспортной артерией страны. Был избран силовой метод подавления протестов, который перерос в гражданскую войну. Можно сказать, что сам Асад ее и развязал, а добрые иностранные державы, которые не смогли остаться безучастными к страданиям Сирийского народа, подлили масла в огонь.
Отбить любой ценой:
С первых дней войны восстановление контроля над шоссе было одним из главных приоритетов правительства Асада.
Но реальных успехов, в возвращении контроля над участками дороги М5, сирийские войска стали добиваться только начиная с 2014 года. Именно тогда наше государство вступило в войну на стороне Асада.
Шли года, города бомбили, людей убивали, за шоссе воевали. В декабре 2016 взяли Алеппо, опять мы молодцы, помогли отвоевать стратегически важный объект!
В сентябре 2018 года, Россия и Турция заключили соглашение по которому дороги М5 и М4 должны были быть открыты для движения и соединить Дамаск с Алеппо. Но этого не произошло, так как повстанцы отказались отступить и позволить союзным российско-турецким патрулям, взять под контроль движение на автодороге.
Это упорство, со стороны повстанцев, дало возможность правительственным войскам продолжить наступление в Идлибе, что привело к захвату городов и деревень по обе стороны автомагистрали. Захват хана Шейхуна стал первым крупным прорывом, за которым последовали Маарет аль-Нуман и Сарагеб, расположенные на пересечении М4 и М5.
На этой неделе сирийские войска отбили последний участок шоссе вокруг Хан-ас-Ассала и вернули полный контроль над М5.
Забавно, что заявление о победе поступило не от правительства Сирии, а от министерства обороны России. В заявлении в среду говорится, что «самая важная транспортная артерия Сирии» была «освобождена» от контроля повстанцев.
Мир возможен
Для поддерживаемых Турцией повстанцев, автомагистраль была важнейшим рубежом, сдерживающим правительственные войска.
Её потеря отправила в глубокий нокаут бойцов оппозиции, фактически их взяли в "коробочку".
Да, бои продолжаются вблизи шоссе, и большая часть провинции Идлиб пока еще остается в руках повстанцев, но впервые за 9 лет сражений появился реальный шанс закончить эту войну!