Порой, истории как платок в кармане иллюзиониста - потянешь за краешек одну, а за ней уже другая показалась, привязанная на узелок, а следом ещё одна, и ещё.
Так и с сегодняшним моим героем. Раз заикнувшись об Амбруазе Паре, не могу не рассказать о самом известном его пациенте.
Это тот самый мальчик, что был три года в заложниках вместо папеньки при испанском дворе. По дороге в Мадрид семилетнего мальчугана поцеловала в лоб прекрасная дама. С тех самых пор Генрих стал считать себя её рыцарем. Дамой была Диана де Пуатье, и ей было 26.
Эта любовь окончится только с последним вздохом Генриха. Ни взросление, ни женитьба, ни наследование престола, ничто не изменит отношений рыцаря и его дамы.
Генрих был вторым сыном, на престол особо и не рассчитывал. Но дофин Франциск внезапно умер в возрасте 18 лет. Разгорячённый азартной игрой, с детства страдающий туберкулёзом, юноша выпил холодной воды из поданной ему чаши. Внезапно занемог и умер спустя несколько дней. Податель воды - испанский подданный итальянского происхождения - был четвертован на всякий случай. Слухи ходили разные, но больше всего грешили против жены Генриха. Ведь тот автоматически становился наследником престола. О методах Медичи были наслышаны и в Париже.
Как бы там ни было, но в один прекрасный день Генрих стал королём Франции. А настоящей королевой стала Диана де Пуатье. Екатерине долгое время пришлось довольствоваться вторыми ролями.
Учитывая характеры и нравы семейства Медичи, можно представить, какие вулканы клокотали в душе Екатерины. Но на то она и Медичи, чтобы усмирить гордыню ради дела, и даже подружиться с фавориткой. До поры, до времени.
Она исправно рожала детей и оставалась в тени. По легенде от бесплодия её излечил другой известный доктор того времени - Нострадамус.
Подустав от долгих войн, Генрих решил скрепить мир двойным браком. Практически одновременно он выдавал замуж дочь и сестру. В честь этих событий были устроены пиры, балы, охота и рыцарский турнир.
Генрих унаследовал от отца страсть к турнирам. Ему сорок - по тогдашним меркам это уже преклонный возраст. Но он ещё вполне себе бодрый старикашка, обладающий недюжинной силой, высоченный и крепкий, прекрасный наездник, отлично владеет копьём и мечом, стреляет из лука и аркебузы.
Стоит отметить, Екатерина часто прибегала к услугам астрологов. И те неоднократно предрекали трагические события. Знаменитый катрен 35 из 1 центурии Нострадамуса расшифровали, как водится, только постфактум. А вот Лука Горико открытым текстом сообщал, что королю стоит остерегаться турниров на 41-м году жизни.
30 июня 1559 года был ярким солнечным днём. Диана де Пуатье находилась на почётной трибуне с тремя королевами: королевой Франции, королевой Шотландии, по совместительству женой дофина - Марией Стюарт; и новоиспечённой королевой Испании - 14-летней дочерью Генриха и Екатерины.
Генрих, одетый в геральдические цвета дамы своего сердца, поприветствовал королев и турнир начался. Поначалу всё шло хорошо.
Настал черёд графа де Монтгомери выйти против короля. А в семье графа ещё помнили историю, как папенька чуть на смерть не уходил горячей головешкой молодого короля Франциска, отца Генриха. Но желание короля - закон. И граф выходит на поединок, смысл которого заключался в том, чтобы выбить соперника из седла. После первой сшибки оба остались в седле. По правилам турнира поединок считался завершённым, а ничья трактовалась в пользу сюзерена. Но Генрих не был удовлетворён и противники сошлись вновь.
Екатерина Медичи умоляла супруга остановиться. Она верила астрологам. А Генрих только галантно ответил: «Мадам, я посвящаю это сражение Вам».
Дальше произошло всё очень быстро: копьё графа ломается о доспехи короля. А острый обломок с размаху влетает в зазор приоткрытого забрала, глубоко раня голову в области правой глазницы.
Екатерина, две молодые королевы и чувствительный дофин упали в обморок. Диана побледнела и не сводила глаз с раненого короля. Она понимала, что видит его в последний раз. Едва придя в себя, королева распорядилась и близко не подпускать Диану к Генриху.
Оставалась одна надежда на Амбруаза Паре, спасшего герцога де Гиза при осаде Булони при схожем ранении.
До прихода хирурга королевские врачи уже успели дать королю рвотный камень, толченой мумии и ещё какого-то рога единорога, и даже попытались удалить пинцетом щепки из раны, но всё тщетно.
Амбруаз Паре осмотрел раненого, выслушал рассказ, интересуясь деталями. И... срочно потребовал четыре свежих трупа «для тренировки». Его просьбу выполнили немедленно, казнив четырёх преступников.
Испанский король Филипп II, хоть лично и не присутствовал на своём бракосочетании, спешно отрядил Андреаса Везалия для лечения батюшки невесты.
Из раны в правой глазнице короля удалили 6 осколков копья, два из них были 9,5 см и 7 см длиной. Паре и Везалий обсуждали возможность трепанации монаршего черепа, но рисковать не стали.
10 дней длилась агония Генриха. Он приходил в себя и сразу принимался за государственные дела. Даже поклялся ужесточить меры против гугенотов, если выживет. Его не смущало, что лечащим врачом был гугенот Амбруаз Паре.
На четвёртые сутки наступило временное улучшение. Но затем появился сильный жар. Против лихорадки применили кровопускание и клизму. Само собой, это не помогло. С 7 июля уже всем ясно, что пациент обречён. Накануне перед смертью у короля парализовало левую часть тела, в то время как правую сотрясали судороги.
Поразительно, оказалось, что тело короля вскрывали! Не удивительно, что те же Везалий и Паре. Удивительно, что в принципе это позволили сделать. В ходе вскрытия было установлено, что щепки от копья вообще не проникли мозг, а в затылочной области была обнаружена обширная субдуральная гематома.
Екатерина любила своего мужа не смотря ни на что. После его смерти Екатерина сменила свою эмблему на сломанное копьё с надписью «От этого все мои слёзы и боль моя» и до конца своих дней носила чёрное платье. Кстати сказать, до неё во Франции цветом траура был белый. Так и вошла она в историю страны под именем «Чёрной королевы».
Она пережила не только мужа, но четырёх своих сыновей и четырёх дочерей. А через семь месяцев после её смерти король Генрих III погиб от руки фанатика. Таким образом пресеклась династия Валуа.
Диану де Пуатье не допустили на церемонию погребения Генриха II. Король ещё был жив, когда Екатерина Медичи приказала ей покинуть Париж, отдав прежде все драгоценности, подаренные Генрихом. Диана удалилась в свой замок, где и умерла на 67-м году жизни, пережив своего короля на 7 лет.
Монтгомери был отстранён от службы, и несмотря на то, что король просил не наказывать его, счёл правильным уехать подальше от разъярённой Екатерины. В Англии он поменял веру и стал ревностным гугенотом. Вернувшись во Францию принимал участие в религиозных войнах, чудом уцелел в Варфоломеевскую ночь, но впоследствии был пленён и казнён на Гревской площади по приказу ненавидевшей его Екатерины.
Франциск II умер через год от осложнений воспаления уха. Ходили слухи, что в его смерти косвенно повинна его мать. Во всяком случае, её невестке Марии Стюарт нечего было больше делать во Франции. Она уехала к себе на родину ввязалась в свару за английскую корону и погибла от руки троюродной тётки.
Маленькая Испанская королева полюбилась на своей новой родине, её считали почти святой и прозвали Изабель Мирная. Умерла в 23 года в результате преждевременных родов.
Вот про всех фигурантов дела я и рассказала. Ах да, Екатерина Медичи и Диана де Пуатье оказывается были троюродными сёстрами. Так-таки и согласишься с Коровьевым, что «вопросы крови - самые сложные вопросы в мире».