Найти в Дзене
Жизнь она такая

Маме приходилось брать меня с собой в ночную смену не с кем было оставить Я страдала

Вы знаете, что такое неожиданно просыпаться среди ночи от пронзительного, режущего воя гудка паровоза, с грохотом едущего через переезд? Когда маленькая будка дежурных по переезду начинала ходить ходуном?

Этот грохот и рев моментально вырывал из сна, подскакиваешь с узкой, жесткой деревянной лавки и в первый момент не понимаешь, где ты. Потом осознаешь, что ты у мамы на работе, что это ночная смена, которая длилась с 11 вечера до 7 утра.

Меня не с кем было оставить, поэтому она брала меня с собой. Это было мучительно и для нее, и для меня.

Если кто не знает, то рассказываю: в переездной будке помещалась печка-буржуйка, которую надо было топить углем, маленький столик в углу с телефоном, две лавки вдоль двух стен, один табурет и умывальник-рукомойник. Все. Больше там ничего не было из, так сказать, мебели.

Еще был большой фонарь, сигнальная дудка и два матерчатых флажка, желтый и красный. Метла для подметания , лом для сказывания льда на самом переезде хранились вне этой будки.

Каждый раз, когда паровоз подъезжал к переезду, надо было выходить и подавать сигнал, днем флажками, ночью фонарем, что путь открыт, а шлагбаум закрыт для проезда машин.

Если бы можно было меня у кого-то оставить, то мать не таскала бы меня с собой. Но бабушки уже не было в живых, а чужим людям я была не нужна. Можно было оставить один разок, но это и все. Мать работала посменно постоянно.

Летом это было еще ничего, но зимой... В 7 часов у нее заканчивалась смена и она шла домой, а я - в школу. Невыспавшаяся. Мама давала мне 10 копеек на два пирожка, которые я покупала на перемене. Голодная, как собачонка, в несколько укусов проглатывала эти пирожки.

Смена с 3-х до 11 вечера была ненамного лучше. Мне приходилось или трястись дома от страха, ждать, когда в двенадцатом часу мать придет, или идти к ней часов в 5-6 и сидеть в этой ненавистой будке, потом, превозмогая сонливость, идти пешком с ней домой.

Почему я боялась дома одна? Потому что это был жалкий частный домишко с плохими дверями, ненадежный, как дом поросенка Нуф-нуфа.

А еще были окна... мне казалось, что если хорошенько двинуть ногой по окну, то оно вывалится. Оно так и случилось бы, хорошо, что никто так не сделал

А не сделал потому, что мы были нищие и брать у нас было нечего, нечем поживиться. Мать очень хотела где-нибудь подрабатывать, просилась поработать еще и уборщией, но ее тут же спрашивали: Давайте трудовую.

И когда она отвечала, что трудовая в ПТУ( погрузочно-транспортное управление), то ей отвечали, что по закону она не может работать на второй работе. Тогда было так. Много позже уже можно было работать на двух работах, но к тому времени я была уже взрослой.

Пишу о времени, когда мы с мамой остались вдвоем. Когда была жива бабушка и еще не уехала в другой город после окончания школы сестра, было еще тяжелее жить. Мама поначалу получала 60 рублей зарплату, потом, после добавки, 80. Это было на четверых Бабушка не получала ничего.

У бабушки не было нужного стажа, она родилась до революции, жили в Сибири они единолично У меня мама с 1919 года. Вот такие дела.

Бабушка и мама пережили голод 33 года, войну, послевоенное время, было трудно. Это так. Но об этом напишу в другой раз.

Если будете, не поверив, уточнять, то смотрите 1965 год.

Всего Вам доброго! Благополучия Вашим семьям!