Ray Edward Cochran
(October 3, 1938 – April 17, 1960)
Эдди пришел в рок-н-ролл после того, как услышал Элвиса. До этого он пару лет исполнял местечковое кантри среднего пошиба и шансов на прорыв для него не наблюдалось.
Но стоило сменить стиль и имидж, как дела пошли в гору. Кокрэн оказался буквально созданным для нового стиля. Обаятельный, пластичный, веселый - он покорял публику позитивной заряженностью и расслабленной элегантностью подачи.
Но главный его вклад в развитие жанра это то, что Эдди стал одним из первых, кто начал сочинять рок-н-роллы "под себя"и исполнять их. Многие из своих рокешников Кокрэн сочинил в паре со своим менеджером Биллом Кэйпхартом, который был на 10 лет старше Эдди.
Сочинение и самостоятельное исполнение собственных песен, со временем стало обязательной характеристикой для рок-музыки.
Песни, сочиненные дуэтом Кокрэн / Кэйпхарт, это настоящий горячий rock'n'roll - заводной и бескомпромиссный, уверенный в себе как сам Бог Юности.
Чем старше я становлюсь, тем чаще слушаю эти пластинки - Chuck Berry, Eddie Cochran, Buddy Holly.
Последние двое погибли ещё мальчишками.
Эдди и Бадди были, кстати, близкими друзьями и судьбы их оказались схожими. Обоим жизнь отмерила 3 с небольшим года сонграйтерской активности и успешной сценической карьеры. Оба погибли на взлете.
Но эти талантливые парни за короткий срок успели насочинять по 2 десятка песен, перепеваемых до сих пор и не потерявших своей привлекательности ни на йоту.
Эдди погиб в 21 год, по дороге в Лондонский аэропорт, что печально и символично - он был более популярен в Англии, чем на родине и его значение для становления английской рок-музыки трудно переоценить.
Достаточно сказать, что его песня 20 Flight Rock из популярнейшего у подростков того времени фильма The Girl Can't Help It (1956) стала своего рода отправной точкой в истории Битлз, какими мы их знаем (вы же помните эту историю?))
Если продолжить разговор на банальную тему про "повлияле", то этот разговор, в связи с Эдди, неминуемо упрется в глыбу Летнего Блюза, как вы сами понимаете. Понимаете же? )
Великий Summertime Blues, исполненный в 1968г. детройтской группой Blue Cheer, как многие полагают, стал первой песней, исполненной в стиле heavy metal.
Он же (Летний Блюз) стал едва ли не лучшим концертным номером the Who на долгие годы. Именно песня Кокрэна стала главным украшением их выступлений на легендарных фестивалях в Монтерреe, Вудстоке и на Острове Вайт.
а позже и их знаменитого концертного альбома Live At Leeds.
А на заре своей истории the WHO исполняли и кокрэновский My Way (не путать с песней Клода Франсуа из репертуара Синатры).
Еще про "повлияле"? ) Ок. Их есть у меня.
Джимми Пейдж на первом альбоме ЛЗ "процитировал" его Nervous Breakdown в "своей" Communication Breakdown (сравните и увидите сходство не только в названиях песен).
Гитарную тeхнику Кокрэна, его, кажущиеся теперь незамысловатыми, пассажи и риффы копировали, будучи мальчишками, и Джефф Бек, и Ричи Блэкмор, и Дэйв Дэвис, и Марк Болан, и мн.др. будущие суперстарз англ. рок - музыки.
Еще один классический и знаковый номер Кокрэна - C'mon Everybody играли почти во всех клубах Англии десятки групп. И сейчас, наверняка, играют в каком-нибудь из них. Вот в эту самую минуту. К бабке не ходи (в паб зайди).
Артистичная пластика Эдди Кокрэна, его эффектные позы и движения легли в основу многих будущих клише. Он стал одним из главных прообразов постепенно складывающегося архетипа - рок-гитарист.
Это именно Кокрэн и Чак Берри сделали гитариста эффектным шоуменом, а не аккомпаниатором, как это было принято до них.
В его песнях искрится и схлопывается пузырьками гормональной шипучки зажигательное веселье. Эти песни моментально распаляют танцевальный азарт, они воспевают простые тинейджерские радости. Песни Кокрэна не утратили своего обаяния до сих пор и вряд ли уже утратят.
А для своего времени эти песни стали революцией. Да-да. Именно так. Эти парни перевернули все представления о том, что такое популярная музыка и кто такой - популярный исполнитель. Но это уже тема для слишком серьезного разговора, а Кокрэн не располагает к излишнему занудству.
Помимо прочего, 19 летний тинейджер Эдди Кокрэн был далеко не глуп и весьма талантлив, как автор текстов. Вспомните хотя бы знаменитую строчку из все того же "Летнего блюза":
"I'd like to help you, son
but you too young to vote"
- ответ конгрессмена, обратившемуся к нему со своими бедами подростку.
Это же квинтэссенция тех межпоколенческих отношений, которые совсем скоро приведут к "молодёжному бунту" 60х. Отнюдь не случайно Summertime Blues прогрохочет в Вудстоке апофеозом того самого "цветочного бунта".
Впрочем, сам Эдди призывал скорее не к бунту, а к веселью и рок-н-роллу, его музыка осталась вечным праздником беззаботной юности.
В песнях Кокрэна есть то фирменное и немного загадочное обаяние, которое и увлекло весь мир когда-то рок-н-роллом.
Однако пора уходить в коду, пожалуй.
Эдди Кокрэн, его невеста и еще одна рок-н-ролльная легенда - Джин Винсент, с которым они отработали тур по Британии, мчались на такси в аэропорт. Ребята опаздывали. Они не знали пророческой строчки из песни гениального русского кликуши: "в гости к Богу не бывает опозданий".
На огромной скорости водитель не справился с управлением и врезался в фонарный столб.
Эдди, в последнюю секунду перед столкновением, успел среагировать и накрыл собой невесту, с которой сидел на заднем сидении. Он спас ей жизнь.
Девушке накануне исполнилось 20 лет. Ее звали Шэрон Шили (Sharon Sheeley). Несмотря на столь юный возраст она уже успела к тому времени стать самой молодой женщиной, написавшей хит #1
Песня Poor Little Fool, которую она сочинила, возглавила хит-парад в исполнении Рикки Нелсона. На тот момент Шэрон едва исполнилось 18.
Есть что-то мистическое в том, что эта песня про "Бедную глупышку" была записана ровно за два года до катастрофы. День в день.
Шили и Кокрэн успели написать вместе пару песен (Love Again, Cherished Memories). Их пара казалась весьма перспективной, во всех смыслах.
В той роковой катастрофе погиб только один человек - Эдди Кокрэн. Накрыв собой Шэрон, он потерял возможность для спасения себя самого. Его выбросило из машины через сломавшуюся заднюю дверь салона, в результате чего Кокрэн получил несовместимую с жизнью травму черепа и умер в больнице, не приходя в сознание.
И еще один примечательный штрих к истории взлета и гибели великого рок-н-роллера.
На место катастрофы, разумеется, прибыл наряд полиции. Среди полицейских был 19-летний паренек из числа поклонников Эдди. Он умудрился каким-то образом завладеть изъятой с места катастрофы гитарой и начал упражняться в игре на ней у себя дома.
Через пару лет парень уволился из полиции и собрал группу. Группа стала популярной и даже записала песню, которая возглавила хит-парад Великобритании в 1968.
Группа называлась Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich. А юного полицейского звали Дэйв Ди.
***
Американский рок-н-ролл на рубеже 50-х и 60-х погибал под ударами безжалостной судьбы: авиационная катастрофа, унесшая Бадди Холли, Ричи Валенса и Биг Боппера, призыв на армейскую службу Элвиса, тюремный срок для Чака Берри, обструкция Джерри Ли Льюиса и, наконец, гибель Кокрэна привели, как казалось, к полному разгрому жанра на его родине. Лидеры были снайперски выбиты один за другим.
Но рок-н-ролл выжил. Он возродился в Англии. 15-летний юнец по имени Пол Маккартни на прослушивании при поступлении в группу Кворримен (Quarrymen) исполняет тот самый кокрэновский хит Twenty Flight Rock, чем (по его собственным воспоминаниям) производит впечатление на 16-летнего лидера Кворримен, которого звали - Джон Леннон.
Через три года после гибели Эдди Кокрэна именно Битлз, ведомые Ленноном и Маккартни, возглавят Британское Вторжение в Америку.
Вот такое "повлияле". Такая гитарная эстафета, которая был бы немыслима без песен Эдди.
Вечная ему память.
(Driver Pete, 2005)
Оригинал статьи размещен здесь
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
День, когда умерла музыка
Депрессивная весна Джона Леннона (к 50-летию великого альбома)
Знаменитый инцидент на сцене Вудстока
Заклинание Крикуна (Памяти Скримин Джей Хокинса)
Чак Берри VS Элвис Пресли. Кто из них настоящий король рок-р-ролла?
Нэнси Синатра. История блудной дочери.
Старый конь ритм-энд-блюз не испортит
Пара слов про "устаревший саунд"
Рок-революции
Карусели и бумеранги (Памяти Криса Кертиса)
Есть ли будущее у рок-музыки?
Жертва рок-н-рольной рулетки (Памяти Дела Шэннона)
Молния не спрашивает у смертных куда ей бить ... (Памяти Гарри Нильссона)
Слушаю Бобби Дарина и обаяние того времени буквально окутывает меня, заполняя всё вокруг ...
Он споет это в десять раз лучше! (Баллада о Джорджи Фэйме)