55 подписчиков

«Снежная сказка» как предвидение

348 прочитали

   Линия: Кино, Время, Будущее Сегодня, после долгого отпуска  – анонс странной, неожиданной (для советского кинематографа) - готической киносказки «Снежная сказка» 1959 года выпуска, где зоркое око

Линия: Кино, Время, Будущее

Сегодня, после долгого отпуска – анонс странной, неожиданной (для советского кинематографа) - готической киносказки «Снежная сказка» 1959 года выпуска, где зоркое око Luden Group узрело следы Будущего!

Что называется, потянул веревочку….

Старый Год (Евгений Леонов). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Старый Год (Евгений Леонов). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Конец 1950-х годов: немного фоновой предыстории.

Осенью 1953 года (через полгода после смерти И.В. Сталина) Никита Хрущев занял пост первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии СССР, фактически забрав высшую власть в стране в свои руки. Этому партийному функционеру с троцкистким менталитетом удалось переиграть сначала всесильного Лаврентия Берию, а затем и председателя Совета министров Георгия Маленкова.

В 1957 году восхождению Хрущева пытались помешать обиженный Маленков в коалиции с Вячеславом Молотовым, Лазарем Кагановичем и «примкнувшим к ним» Дмитрием Шепиловым. Однако реванш не состоялся. Сподвижники Сталина потерпели разгромное поражение и оказались окончательно вытеснены с политической арены СССР.

В 1958 Н. С. Хрущев объединил два важнейших поста в собственных руках: Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров.

Реальное экономическое и социальное положение в стране в конце 1950-х ухудшается, и это раздражает как народ, так и элиты.

Как пример: «Народ Хрущева не любит, его бесконечная болтовня и обещания всем надоели. Люди надеются на сохранение мира и улучшение своего материального благосостояния, но и то и другое может не осуществиться» - пишет в своем дневнике Николай Каманин, летчик, организатор и участник подготовки первых советских космонавтов.

Я же до сих пор помню припев очередной народной версии песни (на мотив популярной в 1940-начале 1960-х песни «Огонёк»[1]): «А Хрущев-паразит в кукурузе сидит, - огонёк, огонёк….», которую мне не раз приходилось слышать в начале-середине 1960-х гг. Неудивительно, что, когда в 1962 году на Хрущева в Минске было совершено покушение, советский народ в едином порыве никак на это не отреагировал, а скорее, даже сокрушался, что «не хлопнули лысого». В конечном итоге, в 1964 году Хрущев фактически был смещен с высших руководящих постов условной «группой Л.И. Брежнева».

К истории фильма «Снежная сказка» эта прелюдия имеет отношение, хотя бы тем фактом, что хрущевская цензура узрела в образе Старого Года (актер Евгений Леонов) жирный намёк на главу советского государства, который де «не хочет уходить с поста», подобно тому, как герой Е.Леонова не хочет уступать место Новому Году, и пытается остановить Время.

Кроме того, после экономических и социальных реформ Хрущева, приведших десятилетия спустя к победе неоконов-неотроцкистов в соревновании двух систем, и краху СССР, в народе, которому вместо «светлого будущего» стали обещать к 1980 году «изобилие для всех»[2], вновь полезли пороки мелкобуржуазного, и не только «мелко», общества. Ибо, там где изобилие, развития нет («Таити, Таити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят»).

Но в те далекие и мифологические, для современного гоминида со смартфоном, времена, были еще и носители иных идеалов, нежели живущие в рамках тезиса Стругацких: «Вначале большинство жрет то, что ему дают. А в конце оно всю свою жизнь занимается проблемой выбора, что бы такое выбрать пожрать этакое? Еще не жратое?.[3]. Эти, другие, олицетворяли собой другой полюс: они верили в чудо, и могли его реализовать, имплицитно являясь носителем идеалов «светлого будущего» - «ноосферного коммунизма» Вернадского-Ефремова.

Черная душа (Клара Лучко) против мальчика Мити (Игорь Ершов). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Черная душа (Клара Лучко) против мальчика Мити (Игорь Ершов). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Снежные големы

Итак, «Снежная сказка». Малобюджетный фильм режиссёров Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая, 1959 года выпуска (премьера – 20 марта 1960 г.). Сценаристы: детские писатели Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд, написавшие в 1959 году в соавторстве (не единственный их совместный проект) книжку для детей «Сказка среди бела дня», ставшую основой для сценария. Отмечу еще, что по сценариям известного советского писателя и сценариста В. Витковича (уроженца Женевы) и драматурга Г.Ягфельда в СССР было снято немало замечательных детских фильмов-сказок («Волшебная лампа Аладдина», «Русалочка» и др.).

Старый Год (Евгений Леонов). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Старый Год (Евгений Леонов). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Сюжет «Снежной сказки» пересказывать не буду, лучше посмотреть, или почитать оригинал. Неплохая аннотация принадлежит автору, который считает, что фильм получился мрачноватым для своей возрастной группы, без шуток и веселья. Хотя, вроде бы и веселье, и шутки в фильме есть – ведь роль главного, отрицательного героя (Старого года) досталась обаятельному, и в те годы еще молодому Евгению Леонову. Правда, веселье его какое-то нехорошее. Как у Хрущева.

Негатив дополняют персонажи трех снежных «големов», одушевляемые героем Е.Леонова посредством вложения им в область сердца волшебных артефактов, подобно тому, как некий раввин, согласно известной каббалистической практике, оживляет глиняного пражского Голема, вкладывая тому в рот записку с магическими знаками.

Леля (Алла Кожокина). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Леля (Алла Кожокина). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Однако и Митя, главный и положительный герой, оживляет (с помощью игрушечных волшебных часов) снежную скульптуру – Снегурочку, которая затем получает имя Лёля.

Негативного же действия «големы» представлены в сказке следующими персонажами.

Черная Душа (актриса Клара Лучко), Продажная Душа (актриса Вера Алтайская), Бумажная Душа (актриса Зинаида Нарышкина). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Черная Душа (актриса Клара Лучко), Продажная Душа (актриса Вера Алтайская), Бумажная Душа (актриса Зинаида Нарышкина). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Продажная Душа (актриса Вера Алтайская) – типичная торговка, - хабалка, как определяли подобный тип в народе. Принцип: все продается и покупается. Материализовалась при вкладывании в ее тело волшебной монеты, возвращающейся к своему хозяину (аналог известного в сказках «неразменного пятака»).

Бумажная Душа (актриса Зинаида Нарышкина) – «канцелярия», «сушеная вобла в очках», чей принцип: формализм. Пусковым механизмом для ее оживления послужила «Сургучная печать из волшебной канцелярии».

И последняя, Черная Душа (актриса Клара Лучко) олицетворяет подлость, и её оживление – результат действия «уголька из трубки Кощея Бессмертного» - самый колоритный персонаж «Снежной сказки» в исполнении великолепной Клары Лучко, звезды советского киноэкрана.

Для зрителей того времени отрицательная роль Клары Лучко (в будущем Народной артистки РСФСР и СССР), вероятно, стала неожиданной и произвела должный эффект в головах тех, кто этот фильм успел увидеть. После «Кубанских казаков» Ивана Пырьева (1949 г.), где Клара Степановна сыграла роль Даши Шелест, её образ, казалось, сросся с персоной актрисы.

Амплуа положительной героини подтверждал даже такой «легкомысленный» фильм - по комедии В. Шекспира, как «Двенадцатая ночь» (Ян Фрид, 1955 г.), где всесоюзная любимица сыграла двойную роль (женскую и мужскую).

Черная Душа (Клара Лучко). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Черная Душа (Клара Лучко). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

На фоне производственных и иных соцреалистических кинопроизведений образ Лучко «а ля готик», к тому же образ циничной и вероломной красавицы, наверняка вызвал определённый диссонанс, ломая стереотип «кубанской казачки», «победительницы колхозного соцсоревнования». Спас положение, видимо, тот факт, что фильм «положили на полку», узрев в нём, как уже отмечалось, параллели с правлением Н.С. Хрущёва.

Маятник часов. Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Маятник часов. Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Официальный мотив сокрытия, впрочем, был, скорее всего, связан с причинами более прозаичными. Как справедливо (и с черным юмором) подмечено в мультфильме Федора Хитрука «Фильм, фильм, фильм» (1968 г.): «Слишком мрачно!».

Так и есть: доминируют в фильме ночные сцены, решённые в темно-синей гамме. А про «камлания» три проклятых душ, что клубятся вокруг раскачивающегося часового маятника, являющего собой перевёрнутый крест, в стране победившего атеизма, наверное, серьезно не относились.

Волшебные часики "Артель "Игрушка", 2 сорт" в руках Черной Души (Клара Лучко). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Волшебные часики "Артель "Игрушка", 2 сорт" в руках Черной Души (Клара Лучко). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Second Hand Dreams? - Why?

У одной из любимых мною электронных групп в жанре lounge /easy listening - «Нож для Frau Müller» (проект Олега Гитаркина +Олега Кострова) имеется знаковый (для эпохи наступления миллениума) альбом, в российской версии «Мечты — третий сорт» (2000, CD, Лёгкие; 2001, CD, Solnze Records; 2001, CD, Vroom-sound (Япония), в западном прокате - «Second Hand Dreams» (т.е. дословно – «Мечты – второй сорт»).

Ладно, проигнорируем легкую ассоциацию с названием альбома и главного волшебного артефакта, с помощью которого Митя (актёр Игорь Ершов) оживляет Снегурочку – Лёлю (сначала безымянную девочку, которую играет Алла Кожокина). Это - ручные игрушечные часы с надписью изготовителя «Артель «Игрушка», 2 сорт». Вопрос, почему «второй»? (именно эти часы оживляют затем Лёлю, помещенные Митей в область её сердца[4]), - ведь в оригинале сказки Витковича и Ягдфельда указано: «1 сорт». Неясно…

Мите (актер Игорь Ершов) пришлось спасать не только Новый год от Старого года, но и, более того, движение планеты от остановки и ход Истории.. .И, конечно,  - снежную девочку Лёлю (актриса Алла Кожокина). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Мите (актер Игорь Ершов) пришлось спасать не только Новый год от Старого года, но и, более того, движение планеты от остановки и ход Истории.. .И, конечно, - снежную девочку Лёлю (актриса Алла Кожокина). Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Далее, чтобы оживить (анимировать) снежную фигуру, Митя, как уже говорилось, не только вкладывает в область её груди свои «волшебные часы», но и читает «заклинание». Подобных шутливых заклинаний каждый знал в детстве не по одному, так как в каждой игре они использовались как считалочки. Причем, вариаций рифмованных детских «абракадбр» существует немало, и они давно уже стали предметом научных исследований. Непосредственно в «Снежной сказке» (в кино, не в книге) Митя полушутя-полувсерьёз произносит следующую «магическую» фразу, одну из версий детской считалки:

Айны, деву, рики, факи.

Торба-ёрба он дэс маки.

Дэус, дэус-космодеус ,

Бакст!

Не поленившись, залез в Тенёта, и обнаружил исходный вариант на латинском:

Aeneas bene rem publicam facit

In turba urbem sene Tiberi jacit.

Deus, deus, cosmodeus,

Bacchus![5]

В переводе сие обращение взывало к Энею, беглецу из Трои, создавшему будущий Рим, и почему-то к Вакху/Бахусу:

Эней создал государство,

Основав город у старого Тибра.

Бог, бог, великий боже

Вакх!

Так или иначе, но считалочка, опять же, несколько странная, если «зрить в корень»… Так, касательно имени Вакха/Бахуса/Ваксириса/Бусириса/Озириса известно, что это одно из имен Либера (божка, «освобождающего от забот» - с помощью пьянства, праздности и «свободного поведения»). Откуда, собственно и «растут ноги» либеральной идеологии, что бы там ни утверждали её защитники (кому интересно – см. Сомнительная свобода Liberty).

Возвращаясь к CD «Мечта - третий сорт», отметим, что все композиции альбома несут аудио- и композиционные цитаты из советских фильмов 1950-1960 годов («Гиперболоид инженера Гарина», «Неисправимый лгун», «Его звали Роберт» и др.), а также из популярнейшего французского «Фантомаса» в русском переводе.

Так вот, спустя почти 20 лет после выхода «Мечт» при просмотре «Снежной сказки» вдруг обнаружил, что электронные опусы Оркестра Управления по производству фильмов, исполняемые, в том числе и с применением терменвокса, давно мне знакомы. Также как и фразы из кинофильма, одна из которых дала название композиции - «Мгновения остановились», 11-го по счёту трека на пластинке. А фразу, которую произносит подлая Черная Душа, совершая очередное вероломство: «Какая замечательная вещь - дружба» звучит в 10-м треке «Приключения Ольги Касторкиной».

Вдохновением для композиции «Мгновения остановились» музыкантов «Нож для Фрау Мюллер» стала звуковая дорожка «Снежной сказки» - плод работы советского композитора, лауреата Сталинской премии третьей степени 1952 г. (за ораторию «Огни над Волгой»), Народного артиста РСФСР Юрия Левитина (1912 — 1993). Для понимания - один из шедевров Левитина Ю.А. того же года, что и саундтрек к «Снежной сказке» - Концерт для гобоя и струнного оркестра op.50 (1959).

Секретные города

Благородный мальчик Митя возвращает (через испытания и интриги трех падших Душ) волшебные часики, и во второй раз оживляет замёрзшую Лёлю.

Леля и Митя. Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Леля и Митя. Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Странный финал сказки – Лёля садится в космолет (в книжной версии – самолет) и улетает, напоследок обнадеживая Митю: «Когда ты вырастешь, ты меня найдешь»[6]. Такое впечатление, что to be continued.

И на «десерт».

Кадры, где видны дорожные указатели: левый - на город «Снежгорск», правый - на «Снежинск».

Дорожные указатели: слева - «г. Снежгорск», справа – «г. Снежинск».  Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.
Дорожные указатели: слева - «г. Снежгорск», справа – «г. Снежинск». Фильм «Снежная сказка» (1959 г.), скриншот.

Касательно Снежгорска, то такого города нет, но есть с похожим названием - Снежногорск — в Мурманской области. На момент выпуска фильма не существовал, да и свое имя получил лишь в 1994 году, до этого же в 1970 году был основан как посёлок Вьюжный, в советское время в открытой переписке назывался Мурманском-60. Секретность сия была связана с тем, что основу экономики будущего Снежногорска составлял судоремонтный завод «Нерпа», занимающийся ремонтом и утилизацией атомных подводных лодок.

А вот с правым указателем – попадание «в яблочко»!

На момент создания фильма по сказке Витковича и Ягфельда на Южном Урале в мае 1957 был построен город ядерщиков, носивший, как положено «отвлекающие» названия: Касли-2 (с 1957 по 1959 г.), Челябинск-50 (с 1959 до конца 1966 г.), Челябинск-70 (с 1967 по 1993 г.). Город начал строиться в связи с принятием в 1954 г. правительственного решения о создании второго после КБ-11 (Арзамас-16) Центра по разработке ядерных зарядов и боеприпасов – НИИ-1011.

В 1993 году город Челябинск-70 был переименован в Снежинск. Не знаю, смотрел ли первый директор секретного НИИ-1011 товарищ Д. Е. Васильев «Снежную сказку», - навряд ли… Но считается, что ему принадлежит инициатива такого переименования. Дело в том, что город с таким названием появился в 1959-м, задолго до челябинского Снежинска, именно в «Снежной сказке». Указатель на заснеженной дороге, появляющийся в кадре, тому свидетельство.

По странному опять же, стечению линий судьбы, один из первых сборников российской электронной музык, инди-рока и техно - под лейблом «Пурпурного Легион» Various – Purple Legion's Flyinhigh продюсировал известный со-основатель скандальной группы «Вова Синий и Братья по разуму», а также создатель ряда других проектов Игорь Шапошников ("Гоша Рыжий").На этом CD звучит и «Нож для фрау Мюллер» с композицией «Капитан Фьючер» (т.е. дословно «Капитан Будущник»). Стоит ли говорить, что и «Братья…» и сам Шапошников родом из Снежинска, когда тот еще был «семидесяткой», а один его проектов - амбиент-группа носит «околоснежное» имя «Иней»?

   Линия: Кино, Время, Будущее Сегодня, после долгого отпуска  – анонс странной, неожиданной (для советского кинематографа) - готической киносказки «Снежная сказка» 1959 года выпуска, где зоркое око-13

В целом, от сказки и от странных совпадений (или их иллюзий) остается ощущение некоей недосказанности… Может, потому что сказка ещё не закончилась?

…И, похоже, сбывается последнее нехорошее пророчество:
— Продашь? — спросила, облизнувшись, Продажная душа.
Она вытащила толстую пачку замусоленных рублёвок, плюнула на пальцы, отсчитала три бумажки.
— Хорошо даю, — сказала она, протянув Лёле деньги.
— За что? — спросила Лёля.
— Сердце твоё покупаю.
— Сердце? — удивилась Лёля. — А как же я, буду без сердца?
— Ну и что, — сказала баба. — На свете будет ещё одна девчонка без сердца. Их сколько угодно!

Сергей Новопашин

Сноски:

[1] Музыка песни «Огонек» («На позиции девушка провожала бойца…»): Ежи Петерсбурский (Польша), слова: Михаил Исаковский (СССР). Песня и ее мелодия послужили основой для множества дальнейших фронтовых переделок (в том числе иронических, а также лагерных).

[2] «Изобилие для всех» - лозунг хрущевской эпохи, свидетельствующий о снижении планки в достижении цели – построения коммунизма, а также – о заведомо самоубийственной гонке с Западом на поле материального благополучия. Именно такой вымпел красного шелка с золотой вышивкой я имел удовольствие лицезреть в течение месяцев над плитой мобильной полевой кухни в составе Полярно-Уральской экспедиции в 1983 году, с юношеской циничностью комментируя хрущевскую игру в геополитические «перегонки».

[3] Цитата из романа «Град обречённый» Аркадия и Бориса Стругацких (1972 г.), опубликованного в 1988—1989 гг. в журнале «Нева».

[4] В книжной версии Митя теряет часы в снегу, и они потом с комом снега попадают в тело снеговика – примерно на то место, где сердце у человека.

[5] Изначальный вариант латинской версии был несколько иным: «Deus, deus, crassus deus, Bacchus!» - «Бог, бог, пузатый бог Бахус».

[6] В книжной версии более прозаично и небезнадёжно: «Лёля подошла к самолёту, на хвосте которого висела связка бубенцов, оторвала один бубенчик и протянула Мите: — Если очень захочешь меня увидеть, — найдёшь!».