Спасибо Дону Блуту за наше счастливое дество!

Поспорила недавно с подругой о происхождении ее любимого мультфильма «Анастасия». Не будучи знатоком, она настаивала, что это мультфильм студии Дисней, а основным ее аргументом было – «Ну они же так нарисованы мастерски, как живые! А песни! Я до сих пор из помню». И мне пришлось начать долгую лекцию о том, что отчасти она, сама того не зная, права, но в целом не права совсем, и вот конспект этой лекции я вам сегодня представлю.

Дон Блут
Дон Блут

Действительно, что-то отдаленно напоминающее фундаментальный стиль Диснея есть и в «Анастасии», и в «Земля до начала времен», и во «Все псы попадают в рай». А объединяет все эти фильмы руки и голова их режиссера – Дона Блута (в некоторых причудливых переводах – Блата) – воспитанника диснеевской школы анимации. Как любой хороший ученик, Дон Блут в 80-е отрил отца да имя изменил и устроил маленькую революцию в отдельно взятом коллективе. Будучи недовольным политикой студии, которая после смерти Уолта Диснея находилась, как в творческом, так и в финансовом кризисе, Блут вместе еще с парой художников ушел из Дисней, и создал собственную студию, которая должна была развязать ему руки (в хорошем смысле этого слова).

Секрет Н.И.М.Х, 1982
Секрет Н.И.М.Х, 1982

Первой знаковой работой новой студии Don Bluth Productions стал мультфильм «Секрет Н.И.М.Х», провалившийся из-за плохой рекламной кампании, и, вероятно, по той же причине мало известный в России. Несмотря на коммерческую неудачу мультфильм был по достоинству оценен профессионалами, и сам великий и ужасный Стивен Спилберг предлагает Блуту срежиссировать мультфильм по мотивам биографии своих родственников. Так появляется мультфильм «Американский хвост» (или «Американская история»), в котором антропоморфные животные отправляются из России в Америку за лучшей жизнью. Примечательно, что и в «Секрет Н.И.М.Х» и в «Американской истории» главные действующие герои – мыши («мышиный дом», как еще называют студию Дисней, все еще не оставляли Блута). Чтобы сбросить с себя мышиной проклятие Блут уходит в радикально другую область фауны – и снимает новаторский во всех смыслах «Земля до начала времён». На секундочку, это мультфильм 1988 года, снятый до «Парка Юрского периода» и фактически ставший предвестником захлестнувший мир в 90-е моды на динозавров.

Земля до начала времен, 1982
Земля до начала времен, 1982

После «ЗДН» прогремел «Все псы попадают в рай», ставший одним из самых трогательных мультфильмов этой эпохи – что может быть более душераздирающим, чем смерть любимой собаки? «Все псы попадают в рай» давил на неожиданные струны детской души (посоперничать с «Псами» может разве сцена гибели матери «Бэмби»), но был полезен в становлении лабильной психики, поэтому стал классикой, со временем, увы, несколько потерявшей лоск.

Все псы попадают в рай, 1989
Все псы попадают в рай, 1989

После «Псов» на протяжении почти десяти лет Дон Блут поочередно выпускал незаметные «Рок-Кукареку», «Тролли в центральном парке», «Камешек и пингвин» и «Дюймовочку», поражающую своей фривольностью. Ни славы, ни денег эти мультфильмы не принесли, но Блут не сдавался. И наконец в 1997 году выходит самый главный его хит – мультфильм «Анастасия» по мотивам жизни русской царской семьи.

Дюймовочка, 1994
Дюймовочка, 1994

Получилось действительно масштабное полотно – тут и история, и загадка, и обаятельные персонажи (Дмитрий – одна из первых моих детских влюбленностей), и потрясающая проработка деталей (до сих пор помню все парижские наряды Анастасии, и это синее платье из оперы!), великолепная музыка (русской аудитории повезло с переводом мультфильма, поэтому саундтрек из «Анастасии» я могу напеть и по сей день), я уже не говорю об анимационном мастерстве. Действительно, можно подумать, что столь качественный хит принадлежит всея анимации – Диснею. Но теперь вы знаете, что нет.

Анастасия, 1997
Анастасия, 1997

Кстати, Дон Блут работает в индустрии до сих пор. В этом году он отметил своей 85-илетие! Отметила такую тенденцию – люди, так или иначе работающие в области ИЗО (художники, аниматоры, модельеры) живут, как правило, очень долго. Поэтому рекомендую всем нам иногда расчехлять кисточки и карандаши, чтобы прожить подольше и, как минимум, досмотреть – чем это все закончится.