Поспорила недавно с подругой о происхождении ее любимого мультфильма «Анастасия». Не будучи знатоком, она настаивала, что это мультфильм студии Дисней, а основным ее аргументом было – «Ну они же так нарисованы мастерски, как живые! А песни! Я до сих пор из помню». И мне пришлось начать долгую лекцию о том, что отчасти она, сама того не зная, права, но в целом не права совсем, и вот конспект этой лекции я вам сегодня представлю.
Действительно, что-то отдаленно напоминающее фундаментальный стиль Диснея есть и в «Анастасии», и в «Земля до начала времен», и во «Все псы попадают в рай». А объединяет все эти фильмы руки и голова их режиссера – Дона Блута (в некоторых причудливых переводах – Блата) – воспитанника диснеевской школы анимации. Как любой хороший ученик, Дон Блут в 80-е отрил отца да имя изменил и устроил маленькую революцию в отдельно взятом коллективе. Будучи недовольным политикой студии, которая после смерти Уолта Диснея находилась, как в творческом, так и в финансовом кризисе, Блут вместе еще с парой художников ушел из Дисней, и создал собственную студию, которая должна была развязать ему руки (в хорошем смысле этого слова).
Первой знаковой работой новой студии Don Bluth Productions стал мультфильм «Секрет Н.И.М.Х», провалившийся из-за плохой рекламной кампании, и, вероятно, по той же причине мало известный в России. Несмотря на коммерческую неудачу мультфильм был по достоинству оценен профессионалами, и сам великий и ужасный Стивен Спилберг предлагает Блуту срежиссировать мультфильм по мотивам биографии своих родственников. Так появляется мультфильм «Американский хвост» (или «Американская история»), в котором антропоморфные животные отправляются из России в Америку за лучшей жизнью. Примечательно, что и в «Секрет Н.И.М.Х» и в «Американской истории» главные действующие герои – мыши («мышиный дом», как еще называют студию Дисней, все еще не оставляли Блута). Чтобы сбросить с себя мышиной проклятие Блут уходит в радикально другую область фауны – и снимает новаторский во всех смыслах «Земля до начала времён». На секундочку, это мультфильм 1988 года, снятый до «Парка Юрского периода» и фактически ставший предвестником захлестнувший мир в 90-е моды на динозавров.
После «ЗДН» прогремел «Все псы попадают в рай», ставший одним из самых трогательных мультфильмов этой эпохи – что может быть более душераздирающим, чем смерть любимой собаки? «Все псы попадают в рай» давил на неожиданные струны детской души (посоперничать с «Псами» может разве сцена гибели матери «Бэмби»), но был полезен в становлении лабильной психики, поэтому стал классикой, со временем, увы, несколько потерявшей лоск.
После «Псов» на протяжении почти десяти лет Дон Блут поочередно выпускал незаметные «Рок-Кукареку», «Тролли в центральном парке», «Камешек и пингвин» и «Дюймовочку», поражающую своей фривольностью. Ни славы, ни денег эти мультфильмы не принесли, но Блут не сдавался. И наконец в 1997 году выходит самый главный его хит – мультфильм «Анастасия» по мотивам жизни русской царской семьи.
Получилось действительно масштабное полотно – тут и история, и загадка, и обаятельные персонажи (Дмитрий – одна из первых моих детских влюбленностей), и потрясающая проработка деталей (до сих пор помню все парижские наряды Анастасии, и это синее платье из оперы!), великолепная музыка (русской аудитории повезло с переводом мультфильма, поэтому саундтрек из «Анастасии» я могу напеть и по сей день), я уже не говорю об анимационном мастерстве. Действительно, можно подумать, что столь качественный хит принадлежит всея анимации – Диснею. Но теперь вы знаете, что нет.
Кстати, Дон Блут работает в индустрии до сих пор. В этом году он отметил своей 85-илетие! Отметила такую тенденцию – люди, так или иначе работающие в области ИЗО (художники, аниматоры, модельеры) живут, как правило, очень долго. Поэтому рекомендую всем нам иногда расчехлять кисточки и карандаши, чтобы прожить подольше и, как минимум, досмотреть – чем это все закончится.